Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Автор: Чайка Валерия Сергеевна
Индивидуального занятия по постановке звука Ш для детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
Тема: Звук [ш]
Этап: постановка
Цель: обучение правильному произношению звука [ш]
Задачи:
Образовательные:
1) развивать речевую моторику;
2) развить фонематический слух;
3) развить точные движения кистей рук.
Коррекционно-развивающие:
1) обучать правильному произношению звука [Ш].
2) уточнить артикуляцию звука [Ш].
Воспитательные:
1) воспитывать правильное речевое общение
План занятия:
Вводная часть
1) Организационный момент. Пальчиковая гимнастика
« Лягушонок»…………………………………………………………………….2 мин
Основная часть
2) Сообщение темы……………………………………………………………...30 сек
3) Артикуляционная гимнастика упражнения: «Улыбка», «Рупор», «Блинчик»
«Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Фокус»……………3 мин
4) Дыхательная гимнастика « Листики»……………………………………….1 мин
5) Уточнение артикуляции……………………………………………………..1,5 мин
6) Постановка звука [ш] механическим способом……………………………..3 мин
7) Физминутка упражнение « Магазин» ………………………………………2 мин
8) Игра ««Чудесная поляна»……………………………………………………1,5 мин
Заключительная часть
9) Итог занятия. Поощрение……………………………………………………1, 5 мин
Время занятия: 16 минут
Организационный момент |
Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо) Прыг, скок, прыг, скок, Я с листочка на листок, Я – веселая лягушка, Ваша милая подружка. |
Сообщение темы
|
Тема нашего занятия постановка звука [Ш].
|
Артикуляционная гимнастика упражнения: «Улыбка», «Рупор», «Блинчик» «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Фокус»
|
Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик» Конечно Квак пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал. «Улыбка» (полоска) «Рупор» (волна) «Блинчик» (круг) «Вкусное варенье» (вертикальные полоски) «Чашечка» (полукруг) «Маляр» (зигзаги) «Лошадка» (тычки) «Фокус» (спираль) |
Дыхательная гимнастика « Листики»
|
Мы сейчас с тобой поиграем с язычком и щечками. Вышел язычок на улицу, а там ветер Ветер дует нам в лицо, (дуть, махи руками в лицо – сильная струя) Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо- влево) Ветер тише, тише, тише (дуть махи руками в лицо – слабая струя) Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх). |
Уточнение артикуляции
|
В каком положении находятся губы? В каком положении находятся зубы? Где находится кончик языка? Где находятся края языка? Какая струя воздуха выходит изо рта ? |
Постановка звука [ш] механическим способом |
Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается взвук [Ш]. Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш — Ш –Ш – Ш — Ш — Ш. (ребенок схематически изображает, как ползет уж) |
Физминутка упражнение « Магазин»
|
Не пора ли нам немного отдохнуть и прогуляться в магазин? А чтобы успеть до закрытия мы с тобой полетим (произнося звук «ш» летим на самолете, а теперь поедем на машине (показываем как работает двигатель) и т.д, смотря какие звуки у ребенка уже есть. (подводим ребенка к импровизированной витрине). Как можно назвать эти предметы одним словом? (игрушки). Положи в свою тележку только те игрушки, в названиях которых есть звук Ш, четко произнеси его. Ребенок называет все что он выбрал. Нас с тобой попросили о помощи, нам необходимо помочь оформить эту витрину. Ну первую полочку мы с тобой поставим все игрушки, где звук «Ш» стоит в начале слов (шкаф, шар). На вторую полочку – где «Ш в середине слова (лягушка, пушка), третий ряд – звук «Ш» в конце слова (душ, мышь). |
Игра ««Чудесная поляна»
|
На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш]. |
Итог занятия. Поощрение
|
- Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал! |
Время занятия: 16 минут