Конспект занятия "Звук [Р]
Автор: Локтева Ольга Станиславовна
Конспект занятия Звук «Р»
Цель: учить детей правильно произносить звук «р» в словах и предложениях; практическое усвоение связи слов в предложении, согласование прилагательных в роде, падеже.
I. Постановка цели занятия.
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «р». Вспомните, где находится язык при произнесении звука «р» - (вверху). Широкий он или узкий? – (узкий). Что делает язык вверху? – (танцует). Произнесем все вместе этот звук: р-р-р…(Все хором произносят звук «р», а затем индивидуально).
Игра «Заведи мотор». Делятся дети на 2 подгруппы и расходятся в разные стороны комнаты. Взмахнул флажком I командир – «все его пилоты» заводят мотор, имитируя движения самолетов улетают с аэродрома, громко и продолжительно произнося при этом звук «р». Остальные дети смотрят, кто пролетит дальше всех, у какого самолета «заглохнет мотор». По сигналу другого командира «улетают» самолеты 2-ой группы. Выигрывает та команда, чьи самолеты без аварии пролетят дальше.
II. Различие звука «р» в ряду слогов и слов:
а) Хлопнуть в ладоши на слог «ра»
(ра – ля – ра – ла – ра – ля – ра).
б) Угадай, какое я задумала слово (игра). Логопед называет 3 – 4 слова и предлагает детям угадать, какое одно из них он сам задумал. В задуманном им слове есть звук «р»: рука, самолет, шуба, жук, лента, хор, лыжи.
III. Различение родовых окончаний прилагательных. Игровой прием «Чья игрушка». На столе у логопеда разложены предметы разного цвета: красный кубик, лента, ракета, шар, карандаш, машина, пирамида, домик, коробка, грибок, треугольник (синий, желтый, зеленый).
Логопед предлагает выбрать себе любую игрушку, но обязательно красного цвета. При этом ребенок должен сказать: «Дайте мне красную ленту, красный шар».
Далее логопед говорит: «Послушайте меня внимательно и поднимите руку, про чью игрушку можно сказать красная, красный». Правильно ответивший ребенок показывает и называет свою игрушку, затем относит ее на стол логопеда.
IV. Заучивание короткого текста.
Логопед предлагает внимательно послушать рассказ про детей, запомнить его, а потом повторить. Рассказ читается 2 раза.
Рома, Рая и Вера дома. Рома рубит дрова. Рая кормит рыб. Вера играет в кубики. Она строит дом.
V. Выделение первого и последнего звука в слове.
На столах у всех конверты с картинками. Игра «Назови и покажи» и «Раз, два, три! – картинку быстро покажи!». На счет «три» дети должны поднять картинку со звуком «р», а затем назвать ее и поставить на наборное полотно (ракета, шар, рыба, хор, сор, радио, рыбак, мотор, забор). Далее задание усложняется, дети из первого ряда отбирают картинки, где звук «р» в начале слова, а из второго, где он конечный. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.
Таким образом, данные занятия по произношению включают в себя ряд упражнений, направленных на различение звука «р», на заполнение и проговаривание слов и текста, насыщенного изучаемым звуком. Дети учатся слышать данный звук не только в ряду слогов, но и слов. Следует подбирать слова так, чтобы в них были звуки легко смешиваемые со звуком «р», кроме определения наличия данного звука, необходимо узнать и его место в слове на правильно произносимом материале стало возможно закрепление ранее пройденных грамматических форм. Весь лексический материал предельно насыщен изучаемым звуком.