+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Звук [О]

Автор: Лаврентьева Светлана Вячеславовна, Ларионова Мария Васильевна, Арсентьева Наталия Викентьевна

Тема: «Звук О»

Цель – формирование навыка чёткого произношения звука О.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком О; научить характеризовать звук О по акустическим и артикуляционным признакам; выделять звук из ряда гласных  звуков, слогов и слов; учить определять местоположение звука О в словах.

Коррекционно-развивающие: развивать понятие «звук», «слово»; развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, упражнять в делении слов на слоги; развивать просодическую сторону речи, развивать слуховое внимание, память и мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратное обращение с раздаточным материалом,  учить детей внимательно слушать педагога и ответы других детей.

Оборудование: игрушка птица; осенние листья с картинками со звуком О – обруч, ослик, дом, окно, сок, письмо; осенние листья с картинками без звука О – мяч, кукла, туча, книга, ручка, глаз; мольберт с изображением силуэта дерева; муляж дерева со съёмными красными яблоками, на которых изображены картинки со звуком О в разных позициях, 3 корзинки со схемами местоположения звуков в словах, и корзинка с ягодами рябины.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Логопед загадывает детям загадку про осень.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

- Про какое время года эта загадка? Осень.

- Правильно!

- Дети, представьте, что мы оказались в осеннем лесу и увидели деревья, украшенные разноцветными листьями. Сначала удивились: Ооо! Подул ветер, листья стали опадать, огорчились: Ооо! Увидели яблоню с красными яблоками и радостно воскликнули: Ооо!

2. Сообщение темы занятия

- Прислушайтесь к слову осень. Какой первый звук вы услышали? (Звук О.)

Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О.

3. Характеристика звука О.

- Что делают ваши губы, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.)

- Спойте звук О. Звук О поётся и тянется. Какой это звук? (Гласный.)

- Каким цветом мы будем обозначать гласный звук? (Красным цветом.)

4. Развитие артикуляционной моторики

- Для того, чтобы правильно произносить звук О, мы выполним упражнения.

- «Окошко» - спокойное открывание и закрывание рта.

- «Слонёнок» - вытягивание округленных губ.

- «Заборчик» - «Слонёнок» - поочередное выполнение улыбки, зубы видны и вытягивание губ.

5. Выделение звука О из ряда звуков, слогов и слов.

- Ребята, давайте с вами соберём разноцветные листья и присядем на полянку.

 - Посмотрите, к нам прилетела птичка. Она хочет с нами поиграть. Она будет петь песенки, а вы, когда услышите звук О, шуршите листьями.

Логопед поёт гласные звук, дети, услышав О, машут листьями.

Звуки: А, И, Ы, О, Э, О, У, А, Ы, О, О и т.д.

Слоги: КА, ТЫ, НО, ПО, АК, ТА, НЫ, ВО, ОП и т.д.

Слова: Ослик, арбуз, нос, утка, сын, кино, облако, стол и т.д.

6. Определение звука О в словах.

На мольберте изображён силуэт дерева с кармашками.

- Посмотрите, на ваших листьях с обратной стороны, изображены картинки. Если в названии этих картинок есть звук О, мы эти листья вставляем в кармашки.

7. Физкультминутка.

- А теперь мы с вами отдохнём, превратимся в осенние листочки и поиграем.

Мы листики осенние,           (Дети поднимают руки вверх)

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели       (Движения руками из стороны в сторону)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.          (Дети приседают)

Ветер снова набежал           (Кружатся на месте)

И листочки все поднял.

Закружились, полетели        (Дети садятся)

И на землю снова сели.

8. Определение местоположения звука в слове

Логопед с детьми подходят к муляжу дерева, где висят красные яблоки, на которых изображены картинки с обратной стороны со звуком О в разных позициях. Под яблоней три корзины, на которых схемы местоположения звука в слове (В начале, в середине, в конце).

- Предлагаю вам сорвать яблоко с дерева и положить его в ту корзину, где находится звук О в слове.

9. Игра «Раздели яблоки на части»

Педагог достаёт из корзинок яблоки, а дети выхлопывают слоговую структуру слов.

10. Развитие мелкой моторики

 - Посмотрите, под яблоней еще одна корзинка, а  в ней плоды рябины. Наша прогулка по осеннему лесу завершена. Мы сейчас вернёмся в группу и из этих ягод попробуем выложить силуэт яблока.

Дети возвращаются в группу, садятся за стол и выкладывают из ягод яблоко.

11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились со звуком О.)

- Какой это звук? (Звук О – гласный.)

- Почему он гласный? (Его можно пропеть, его произнесению ничего не мешает, ни зубы, ни губы, ни язык.)

- В какую игру со звуком О вам понравилось играть больше всего?