Звук [О]
Автор: Лаврентьева Светлана Вячеславовна, Ларионова Мария Васильевна, Арсентьева Наталия Викентьевна
Тема: «Звук О»
Цель – формирование навыка чёткого произношения звука О.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком О; научить характеризовать звук О по акустическим и артикуляционным признакам; выделять звук из ряда гласных звуков, слогов и слов; учить определять местоположение звука О в словах.
Коррекционно-развивающие: развивать понятие «звук», «слово»; развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, упражнять в делении слов на слоги; развивать просодическую сторону речи, развивать слуховое внимание, память и мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратное обращение с раздаточным материалом, учить детей внимательно слушать педагога и ответы других детей.
Оборудование: игрушка птица; осенние листья с картинками со звуком О – обруч, ослик, дом, окно, сок, письмо; осенние листья с картинками без звука О – мяч, кукла, туча, книга, ручка, глаз; мольберт с изображением силуэта дерева; муляж дерева со съёмными красными яблоками, на которых изображены картинки со звуком О в разных позициях, 3 корзинки со схемами местоположения звуков в словах, и корзинка с ягодами рябины.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Логопед загадывает детям загадку про осень.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
- Про какое время года эта загадка? Осень.
- Правильно!
- Дети, представьте, что мы оказались в осеннем лесу и увидели деревья, украшенные разноцветными листьями. Сначала удивились: Ооо! Подул ветер, листья стали опадать, огорчились: Ооо! Увидели яблоню с красными яблоками и радостно воскликнули: Ооо!
2. Сообщение темы занятия
- Прислушайтесь к слову осень. Какой первый звук вы услышали? (Звук О.)
Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком О.
3. Характеристика звука О.
- Что делают ваши губы, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются.)
- Спойте звук О. Звук О поётся и тянется. Какой это звук? (Гласный.)
- Каким цветом мы будем обозначать гласный звук? (Красным цветом.)
4. Развитие артикуляционной моторики
- Для того, чтобы правильно произносить звук О, мы выполним упражнения.
- «Окошко» - спокойное открывание и закрывание рта.
- «Слонёнок» - вытягивание округленных губ.
- «Заборчик» - «Слонёнок» - поочередное выполнение улыбки, зубы видны и вытягивание губ.
5. Выделение звука О из ряда звуков, слогов и слов.
- Ребята, давайте с вами соберём разноцветные листья и присядем на полянку.
- Посмотрите, к нам прилетела птичка. Она хочет с нами поиграть. Она будет петь песенки, а вы, когда услышите звук О, шуршите листьями.
Логопед поёт гласные звук, дети, услышав О, машут листьями.
Звуки: А, И, Ы, О, Э, О, У, А, Ы, О, О и т.д.
Слоги: КА, ТЫ, НО, ПО, АК, ТА, НЫ, ВО, ОП и т.д.
Слова: Ослик, арбуз, нос, утка, сын, кино, облако, стол и т.д.
6. Определение звука О в словах.
На мольберте изображён силуэт дерева с кармашками.
- Посмотрите, на ваших листьях с обратной стороны, изображены картинки. Если в названии этих картинок есть звук О, мы эти листья вставляем в кармашки.
7. Физкультминутка.
- А теперь мы с вами отдохнём, превратимся в осенние листочки и поиграем.
Мы листики осенние, (Дети поднимают руки вверх)
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели (Движения руками из стороны в сторону)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Дети приседают)
Ветер снова набежал (Кружатся на месте)
И листочки все поднял.
Закружились, полетели (Дети садятся)
И на землю снова сели.
8. Определение местоположения звука в слове
Логопед с детьми подходят к муляжу дерева, где висят красные яблоки, на которых изображены картинки с обратной стороны со звуком О в разных позициях. Под яблоней три корзины, на которых схемы местоположения звука в слове (В начале, в середине, в конце).
- Предлагаю вам сорвать яблоко с дерева и положить его в ту корзину, где находится звук О в слове.
9. Игра «Раздели яблоки на части»
Педагог достаёт из корзинок яблоки, а дети выхлопывают слоговую структуру слов.
10. Развитие мелкой моторики
- Посмотрите, под яблоней еще одна корзинка, а в ней плоды рябины. Наша прогулка по осеннему лесу завершена. Мы сейчас вернёмся в группу и из этих ягод попробуем выложить силуэт яблока.
Дети возвращаются в группу, садятся за стол и выкладывают из ягод яблоко.
11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились со звуком О.)
- Какой это звук? (Звук О – гласный.)
- Почему он гласный? (Его можно пропеть, его произнесению ничего не мешает, ни зубы, ни губы, ни язык.)
- В какую игру со звуком О вам понравилось играть больше всего?