+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов "Отличительные особенности интеллектуальной недостаточности от задержки психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте

Автор: Семенова Елена Валентиновна

          В последнее время часто можно услышать, что виной школьной неуспеваемости является задержка психического развития ребенка. Что это значит и чем задержка психического состояния отличается от интеллектуальной недостаточности? Если сравнить определения, то мы увидим, что под интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) понимают группу состояний, которая обусловлена врожденным или приобретенным в раннем возрасте недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных возможностей. Другими словами, интеллектуальная недостаточность появляется в результате грубого органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем возрасте.

Под задержкой психического развития рассматривается темповое отставание развития механизмов психики, а также незрелость психики в эмоциональном и личностном плане, которые подаются коррекционному воздействию с помощью создания специализированных условий по воспитанию и обучению.

Характерными признаками, свойственными для задержки психического развития являются:

1.     Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, не соответствующий возрастной норме.

2.     Низкий уровень познавательной деятельности и активности.

3.     Недостаточное развитие уровня саморегулятивных процессов.

4.     Низкий уровень произвольной деятельности.

5.     Слабая способность к восприятию, сохранению и переработке получаемой перцептивной (способность ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств) информации.

6.     Недостаточная сформированность процессов когнитивной сферы (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов).

Стоит отметить, что в отличие от интеллектуальной недостаточности, где состояние психического и интеллектуального состояния носит тотальный, а главное, необратимый характер, при задержки психического развития наблюдается выраженная неравномерность развития высших психических функций, которые поддаются коррекции путем создания специализированных условий воспитания и обучения.

Это указывает на тот факт, что дети с задержкой психического развития (дошкольного и школьного возраста) принимают предложенную и оказываемую им помощь со стороны взрослого и обладают способность самостоятельно переносить ее на новые условия и новые задания. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью также охотно принимает предложенную ему помощь со стороны взрослого, но перенести самостоятельно усвоенный конкретный материал в новые условия и задания не может.

Имеются качественные отличия при обследовании процессов чтения, письма и математических действий у школьников с интеллектуальной недостаточностью и с задержкой психического развития. Проводя контроль по технике чтения у учащихся данных категорий она находится на слабом уровне, но при задержке психического развития ученик всегда пытается понять прочитанный материал, прибегает к повторному чтению. У школьников с интеллектуальными трудностями не возникает познавательного интереса к прочитанному, чтение приобретает механический оттенок, что сказывается в нелогичности и непоследовательности устного пересказа прочитанного.

В математических операциях обе категории детей имеют трудности в овладении составом числа, счетом и переходом через единицы первого десятка, в решении задач с выстраиванием логических вопросов. Но при состоянии задержки психического развития, оказываемая взрослым помощь и объяснение (в первое время только индивидуальная) оказывается более эффективной, чем в работе с ребенком с интеллектуальной недостаточностью.

Игровая деятельность у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психического развития отличается более яркой и эмоциональной окрашенностью, чем у его сверстника с интеллектуальными проблемами. В игровой ситуации мотивационная составляющая определяется целями деятельности, но содержание характеризуется скудностью и неразвернутостью. Другими словами, игра у ребенка с задержкой психического развития имеет сюжетный характер и не переходит на сюжетно – ролевой уровень (только при создании специальных условий показа и обучения игровым методам). У ребенка с интеллектуальной недостаточностью игровая деятельность остается на уровне предметного манипулирования и отображения.

Характерным признаком отличия детей с задержкой психического развития от интеллектуальной недостаточности являются работы по изобразительной деятельности, как в старшем дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. У первой категории работы по рисованию ярко и эмоционально окрашены, есть замысел и при заинтересованности высокий самостоятельный результат. У детей, относящихся ко второй категории, самостоятельные работы хаотичны и искаженные. Хотя при обучении и наглядном подкреплении дети с интеллектуальными проблемами прекрасно срисовывают картины и лепят различные фигурки.

В итоге перед родителями и педагогами встает вопрос – как не перепутать задержку психического развития от интеллектуальной недостаточности? Самой главной ошибкой является самостоятельное изучение информации и постановка своего диагноза. Определение характера повреждений – главный шаг при коррекции состояния ребенка, а это осуществить только опытные специалисты (психиатр, невролог, дефектолог). Поэтому, когда родители начинают замечать проблемы с адаптацией и успеваемостью ребенка необходимо собрать качественный психолого – педагогический, медицинский анамнез, определить актуальное состояние ребенка и построить индивидуальный коррекционно – развивающий маршрут, который будет включать в себя активное взаимодействие узких специалистов (психиатра, невролога, дефектолога, логопеда) и родителей.