Работаем над орфографией вместе с родителями
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для родителей.
Очень часто дети, которые достаточно успешно учатся и неплохо знают правила орфографии в письменных работах их не применяют. Диктанты, а особенно, сочинения и изложения содержат большое количество орфографических ошибок. Такой вид безграмотности быстро закрепляется и в будущем количество ошибок увеличивается. Возникают вопросы: что делать? Как исправить ситуацию? Попробуем оказать помощь своему ребенку сами при выполнении домашних заданий.
С психологической точки зрения, фиксирование ошибки не должно происходить в сознании учащегося. Если Ваш ребенок обратился к Вам за помощью, и спросил, как написать слово – с буквой «и» или «е», постарайтесь ответить правильно, без раздражения и нотаций. Недопустимы фразы типа: подумай сам, ты разве не знаешь, какую букву написать?
Уделите время Вашему ребенку, постарайтесь на регулярной основе проводить «домашние минутки правильного письма», можно использовать упражнения из учебника, которые ребенок уже прошел в школе. Бывает, что ребенок при написании слова начинает сомневаться, какую букву ему написать или начинает или уже выводит неправильную, мягко и негромко подскажите, что здесь нужно писать «у», а не «и». И больше не заостряйте внимание на неправильном написании, а хвалите и обращайте внимание ребенка за правильный образец.
Существует, достаточно, нетрудный и, вполне, действующий способ автоматизировать у ребенка навык грамотного написания слов.
В этом случае, очень важно желание самих родителей помочь ребенку в этом. Конечно, для таких каждодневных домашних заданий по собственному желанию необходимо вооружиться терпением и выдержкой.
Разработка методического приема принадлежит педагогам – новаторам и, как показала практика, достаточно, эффективного. Что примечательно, данный методический прием помогает корректировать безграмотное написание в разные возрастные периоды школьного возраста. Естественно, как во всем педагогическом воздействии, чем раньше оно начнется осуществляться, тем к лучшему результату приведет. В чем же значение методического приема?
В основе метода лежит научная работа петербуржского исследователя Тихомирова Дмитрия Ивановича. Суть заключается в том, что если родители хотят, чтобы их ребенок грамотно излагал свои мысли в письменной речи, необходимо заставлять его читать, как написано. И не нужно бояться, что он начнет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем. Безусловно, у данного метода есть и последователи и недоброжелатели. Но педагоги, которые внедрили в свою практику описываемое педагогическое воздействие, весьма успешно преподают уроки грамотности детям и взрослым. А применяется оно следующим образом, ребенка нужно научить так называемому «орфографическому чтению». Предлагаемый текст необходимо разбить на слоги. Мы знаем, каждый слог имеет вершину – гласный звук. Остальные звуки слога – согласные, следует произносить на более низком звуковом уровне (использовать понижение голоса). Таким образом, слог можно охарактеризовать, как главную (значимую) часть слова. Все, без исключения, дети начинают овладевать процессом чтения при помощи слогов, а только потом переходят на чтение полным словом. В дальнейшем ребенок даже и не вспоминает, что когда – то читал слогами. В этом и состоит смысл метода, как бы заново вернуть ребенка к азам чтения, обратить внимание на слоги и научить грамотному чтению, а затем зафиксировать его в письменной речи.
Текст обязательно нужно читать вслух, громко и четко не так, как мы говорим обычно, а как пишем. Ребенок детально разбивает слово на слоги и проговаривает утрированно слово по слогам, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. Если встречается односложное слово, допускается прочесть его быстро.
При выполнении такого задания развивается зрительная (образ буквы), слуховая (правильное произнесение), моторная (артикуляционная позиция языка, гортани) память. В дальнейшем, когда в письменных работах ребенку встречаются такие слова, он мысленно вспоминает и проговаривает их правильно, а, следовательно, не допускает ошибки в письменной речи.
Для домашних заданий лучше использовать тексты из русской классики: И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и т. д.
Важно установить доверительные и теплые отношения со своим ребенком, увлечь его работой. Лучше всего, чтобы он воспринимал такие совместные домашние задания как интересную игру. Для этого продумайте, какое название можно придумать таким совместным домашним заданиям? «Домашняя работа – совместная забота!» или «Литературная гостиная» - все подойдет, лишь бы это взаимодействие доставляло удовольствие всем членам семьи и проводилось регулярно (частоту встреч определите сами, но никогда не пропускайте!). Общение в это время не подразумевает авторитарных оттенков, только сотрудничество и помощь. Детям нравится все необычное и интересное, а данный формат, в котором все прислушиваются друг к другу, вероятно, покажется ребенку интересным и очень значимым. Можно, в какой-то момент, поменяться местами: мама или папа, а может другие члены семьи также продемонстрируют чтение по слогам, в том варианте, в котором написан текст, а затем напишут его в тетрадь и дадут ребенку на проверку.
В этом случае, у ребенка повысится самооценка, он поймет, что он полноправный член процесса и это важно не только для него, но и для окружающих его близких.
Время для занятий зависит от возраста Вашего ребенка. В младшем школьном возрасте можно заниматься от 10 минут до 40. Необходимо помнить, что время должно увеличиваться постепенно. Причем время чтения должно занимать не более 10 минут, моторика уже не работает в таком объеме, в котором нужно и чтение не приносит должного результата. С детьми десяти лет можно увеличить время чтения до 15 минут. Но все зависит индивидуально от вашего ребенка.
При выполнении домашних заданий, которые подразумевают неоднократное повторение сложных для запоминания и воспроизведения слов вслух, а также записывание их в тетрадь, формируется природная грамотность. Происходит развитие не только связной речи, но интеллектуального спектра в целом, именно, познавательной сферы ребенка (зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, зрительной и слухоречевой памяти, образного и логического мышления). Со временем ребенок научится не только грамотно писать, но и грамотно излагать свои мысли не только в диалогической, но и в монологической речи.
В младшем школьном возрасте подобную практику чтения слов уместно и разумно перенести на работу со словарными словами. По аналогии читаются блоки сначала из 5-10 слов, затем 10-15, потом 15-20 (соответственно возрастным категориям – 1 класс, 2 класс, 3 класс и т. д.), подобранные сначала в орфографическом школьном словаре, затем можно перейти на полноценное издание. Чтение необходимо осуществлять также четко, утрированно и неоднократно.
Уже через несколько месяцев систематических и регулярных занятий Вы заметите улучшение не только в письменных работах ребенка, но и в его устных высказываниях.
Рекомендуется придерживаться следующей периодичности в занятиях:
1. Послоговое чтение с четким утрированным произнесением каждой буквы – каждый день.
2. Словарные диктанты - 1-3 раза в неделю.
3. Проверочные диктанты – 1-5 раз в неделю.
Обязательным требованием является то, что ошибки, которые допустил ребенок в письменных работах, нельзя исправлять, используя красную ручку или карандаш. Почему? Потому что в сознании ребенка происходит фиксация ошибки и закрепляется в памяти зрительный образ неправильного написания. Сделайте работу над ошибками, выпишите слова, в которых допущены ошибки, перепишите три раза в правильном варианте и составьте с этим словом предложение. Затем, включите их в словарные блоки, которые читает ребенок, а потом, снова проверьте правильность написания этих слов, сначала в словарном диктанте.
Несомненно, существуют другие методики по профилактике и коррекции безграмотности, но данный вариант не требует специальной образовательной подготовки и материальной базы, а только желания, регулярности и постоянства в ежедневной работе с Вашим ребенком.