+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Сборник игр и упражнений для развития фонематических процессов у дошкольников "Послушай

Автор: Осипова Татьяна Анатольевна, Сафарова Равиля Рамильевна

Краткое описание работы
Данный сборник предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста для развития фонематических процессов.

Игры на развитие слухового внимания

1.   Сыпь, когда услышишь звук.

Что? Гречку, фасоль, манку, рис, чечевицу,

пшено, горох, соль, сахар, орехи и т.д.

Как? Ложкой, рукой, стаканом, ведерком, лопаткой и т.д.

 

2.   Лей, когда услышишь звук.

            Что? Воду, сок, молоко, чай и т.д.

         Как? Лейкой, ложкой, пипеткой ,стаканом, ведерком, бутылкой и т.д.

 

3.   Дуй, когда услышишь звук.

На что? На вату, на свечу, на перо, на манку, на воду, на песок, на рваную бумагу, на осенние листья, в воздушный шарик и т.д.

Как? Через рот, через трубочку, в бутылку, на тарелку и т.д.

 

 

4.   Наступай, когда услышишь звук.

На что? На ортоковрики, на подушку, в таз с фасолью, на ткани разных фактур, на палки, на спилы, на обруч  и т.д.

        

5      Мни, когда услышишь звук.

 Что? Бумагу, ткань, фольгу, пакет, тесто, пластилин, глину  и т.д.

 

6.    

7.   Тяни, когда услышишь звук.

 Что? Присоску, веревку, молнию, тесто,  шнурки, носки с ноги, слайм,  лизуна  и т.д.

 

5.   Толкай 101, когда услышишь звук.

На что? На вату, на свечу, на перо, на манку, на воду, на песок, на рваную бумагу, на осенние листья, в воздушный шарик и т.д.

Как? Через рот, через трубочку, в бутылку, на тарелку и т.д.

 

РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: ТЕМП, РИТМ, ИНТОНАЦИЯ

 

Упражнение 1.

Ц. формирование чередующего ритма движений.

И.П.- сидя на коленях, палочки в руках.

Вы скачите палочки

Как солнечные зайчики. Стучит двумя палочками одновременно.

Прыг-прыг, скок-скок,

Прискакали на лужок, Стучат, скрестив палочки, друг о друга

Правой ножкой топ-топ Правой палочкой о пол.

Левой ножкой топ-топ    Левой палочкой о пол.

На головку сели,

Песенку запели:       Изобразить рожки палочками.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля     Стучать заданный ритм, пропевая на «ля»                                        Упражнение 2.

Ц. формирование представлений о ритмическом зрительном ряде на основе повторяемости его элементов.                 

 

 

Упражнение 3.

Ц. составление ритмического ряда на основе чередования его элементов.

Ребенку предлагается выложить дорожку по образцу, затем продолжить ряд.

 

 

Закончи ряд, вставь недостающие фигуры

 

Найти нарушения ритмического ряда и исправить его

 

Упражнение 4.«Лягушки»

Сели дружно на лугу  Стучат палочками одновременно справа и слева по полу в ритме стиха.

Зелёные лягушки            Стучат палочками о палочку.

Купались весело в пруду  Стучать одновременно по полу

Забавные квакушки   Стучать палочкой о палочку.

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква   Стучать палочкой о палочку.

Зеленые лягушки  Стучать палочкой о палочку..

Ква-ква-ква,

Ква-ква-ква    Стучать палочками друг о друга

 Забавные подружки Стучать основаниями палочек друг о друга.

Упражнение 5.

Ц: соотнесение количество звуковых сигналов с количеством элементов зрительного ряда.

Игровая ситуация: как только он услышит звук барабана(колокольчика, дудочки, бубна), то кладет на дорожку кружочек (инструмент находится за ширмой). Затем ребенку предлагается озвучить дорожку, играя на барабане столько раз, сколько кружочков на дорожке.

Упражнение 6

Ц: соотнесение ритма движений со слуховым ритмом.

Ребенку предлагается «печатать» на листе бумаги веселые картинки, когда он услышит звук бубна.

Упражнение 7

Ц: выстраивание ритмического ряда на основе соотнесения движений и фонации.

Логопед показывает движения руками, побуждая ребенка к воспроизведению ритмического ряда «ау». На «а» - разводить руки в стороны, на «у» - вытягивать руки в перед из положения «ладошки на уголках рта».

Упражнение 8

Ц: соотнесение ритма движений с речевым ритмом.

Ребенку предлагается проговорить цепочку слогов, соблюдая условие: слоги со звуком «а» проговаривать, отхлопывая  в ладоши, слоги со звуком «у» - отстукивая по столу:

А) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу.

Б) па-па-пу, па-па –пу, па-па-пу, па-па-пу

В) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па,

Г) пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу, пу-па-пу

Упражнение 9

Ц: соотнесение речевого ритма со зрительно – двигательными координациями.

«Звуковые дорожки»: напевно произносить гласные звуки (слоги), надевая бусину на шнурок. Голос звучит, пока движется бусина по шнурку. Затем снимать бусину и бросать в банку, сопровождая коротким гласным звуком (слогом).

Упражнение 10

Ц: воспроизведение речевого ритмического ряда по двигательному образцу.

Взрослый показывает цепочку движений, побуждая ребенка воспроизводить соответствующий слоговой ряд. Например, два хлопка в ладоши, два стука по столу соответствуют слоговой цепочке «па-па-пу-пу».

Упражнение 11

Ц: воспроизведение речевого ритмического ряда с помощью зрительно – двигательных координаций. Сначала ребенок учится узнавать и называть слоги с оппозиционными звуками, соотносит их с дорожками разной длины. Например, слогу «ба2 соответствует длинная дорожка, «па» – короткая.

А) _____________  ____  ________________

Б)- ____________ ____________ ___ _________ ____________

Показатели результативности 1этапа

Ребенок способен удерживать ритмический ряд и воспроизводить его по показу, образцу, речевой инструкции.

 

 2 ЭТАП

Упражнение 1

Ц: регулирование темпа движений.

Ребенок выполняет ручные пробы – «кулак - колечко», «кулак – ребро, ладони - ладонь» в сопровождении звучания метронома (бубна, барабана) в заданном темпе. Сначала взрослый называет выполняемые действия, затем ребенок выполняет движения только под ритм.

Упражнение 2

Ц: регулирование темпа речедвигательных координаций.

Ребенок проговаривает слоговые цепочки, отхлопывая или отстукивая каждый слог в темпе, заданном метрономом (барабаном, бубном).

Например:

Па па па па па па па па

Папапапапапапапа

Затем ребенок изменяет темп речи и движений в соответствии с изменением темпа звучания метронома (бубна, барабана).

Упражнение 3

Ц: регулирование речевого темпа с помощью зрительно – двигательных координаций (дорожек и лабиринтов).

Ребенок проговаривает стихотворение, короткую потешку, двустишие, слоговой ряд ( на доступном речевом материале) проводя пальцем по лабиринту или дорожке заданной длинны: проводя пальцем по короткой дорожке (лабиринту), ребенок быстро произносит знакомый текст, длинная дорожка (лабиринт) соответствует медленному темпу произнесения.

Упражнение 4

Ц: выделение паузы в ритмическом двигательном ряду.

Ребенок  отхлопывает (отстукивает) заданный ритм, комментируя каждое движение: «Раз, два, ждём…). Хлопки (постукивания) сменяются паузой – выкладыванием рук на стол. Постепенно из цепочки движений исключается движение, обозначающее паузу, затем проговаривание: «Раз, два, ждём».

Варианты ритмических двигательных рядов:

А) раз – пауза – раз, два – пауза

Б) раз, два, три –пауза – раз – пауза

В) раз – пауза – раз, два – пауза – раз – пауза – раз – пауза

Упражнение 5

Ц: выделение паузы в ритмическом речевом ряду.

«Поющие лабиринты»: ребенку предлагается петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по лабиринту или дорожке, разделенной вертикальными линиями (рисунками) на отрезки. Каждая вертикальная линия (рисунок) соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность звучания соразмерна длине каждого отрезка. «Остановка» выделяется движением пальца по вертикальной линии (рисунку) и паузой в звучании.

Упражнение 6

Ц: воспроизведение двигательных, звуковых и ритмических рядов по зрительному образцу.

Карточка с четырьмя – восьмью вариантами ритмических рядов, проводится предварительный анализ каждого варианта, предлагается его отхлопать, отстучать на барабане, озвучить с помощью заданного слога.

Упражнение 7

Ц: изменение силового напряжения (громкости) движений с опорой на зрительный образец, затем по памяти, без зрительной опоры.

Предлагается выложить по образцу или речевой инструкции рад квадратов с чередованием по величине. Каждому квадрату соответствует движение: большому квадрату громкий хлопок, маленькому квадратику – легкий хлопок. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец, затем по памяти, без зрительной опоры.

Упражнение 8

Ц: формирование представлений о ритмическом ударении в слоговых рядах.

Ребенок проговаривает ряды слогов с сопряженными движениями рук (хлопками). Ударная позиция слога обозначается громким хлопком с одновременным проговариванием (Громко!), безударная – тихим (Тихо!). Слоговые ряды могут состоять  из одинаковых повторяющихся слогов (па-па), оппозиционных согласных (ба – па), произвольно выбранных согласных (па – та). Сначала проговариваются и отхлопываются двухсложные ряды, затем – трех сложные. Сначала ребенок воспроизводит ряд движений, используя зрительный образец, затем по памяти, без зрительной опоры.

Показатели результативности 2 этапа

Ребенок различает и правильно произносит слоги с гласными и оппозиционными согласными; произвольно регулирует силу и высоту голоса.

 

3 ЭТАП

Звуки и слоги, составленные в определенной ритмической последовательности, образуют ритмическую и звукослоговую структуру слова. Необходимым условием усвоения звукослоговой структуры слова является выделение ударного слога.

Упражнение 1

Ц: воспроизведение слогоритмической структуры слова с использованием двигательных и зрительных опор.

Предьявляются карточки со словами или предметные картинки. Проговаривание каждого слова сопровождается движениями обеих рук, при этом количество слогов соотносится с количеством хлопков: сок, дом ( 1 хлопок), мама, вата (2хл.), сапоги, молоко (3 хл.). В работу включаются слова с одинаковой слогоритмической структурой.

Упражнение 2

Ц: составление ритмической схемы слова.

Ребенок самостоятельно проговаривает слово, отхлопывая его части; составляет схему, используя счетные палочки (мозайку); фиксирует количество палочек (мозаик), составляющих схему; проговаривает слово по частям. Последовательно нажимая на каждую из них. Картинки предьявляются ребенку последовательно.

Упражнение 3

Ц: различение слов с различной слогоритмической структурой

Ребенку предъявляются картинки и ритмические схемы. Ребенок должен положить картинку к ритмической схеме сначала при выборе из двух, а затем при выборе из трёх схем.

Показатели результативности 3 этапа

Ребенок различает и воспроизводит ударный слог в слоговом ряду, в слове; соотносит слово с ритмической схемой, произносит слово в соответствии со слогоритмической схемой.

УЗНАВНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

 

 «Что ты слышишь?» 

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать неречевые бытовые звуки, разные по характеру звучания.

Оборудование: предметы, находящиеся в группе.

Описание игры: Детям предлагается посидеть тихо, сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

 «Самолёты»

Цель: Развивать речевой слух, умение реагировать на словесный сигнал.

Оборудование: игрушка-самолётик.

Описание игры: Воспитатель показывает детям самолётик, рассказывает, что он живёт на аэродроме. Каждый день самолётик отправляется в полёт, но как только услышит команду: «На посадку» – сразу возвращается домой. Хотите ли вы подружиться с нашим самолётиком и вместе с ним отправиться в полёт? Тогда полетели. Дети «расправляют крылья» и летят вслед за самолётиком. Когда воспитатель командует «Самолёты, на посадку», все присаживаются на ковёр.

 

 

 «Кубик стучит, мячик прыгает»

Цель: Развивать переключаемость внимания, умение различать неречевые звуки, разные по характеру звучания  и выполнять соответствующие движения.

Оборудование: кубики, мяч, мишка, зайка.

Описание игры: в гости к детям приходят мишка и зайка и предлагают поиграть. Мишка хочет строить дом из кубиков, а зайке нравится играть с мячом. Воспитатель с детьми слушает, как стучат друг о друга кубики (дети стучат одним кулачком о другой), и как прыгает мячик (дети подпрыгивают). Затем просит послушать, с кем они сейчас будут играть. За ширмой извлекает звук, а дети показывают