Современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
Автор: Гартунг Алина Юрьевна
С. 1 |
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса |
С. 2 |
В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы работы, которые представлены на Слайде Несомненно, что все методы, о которых будет говориться в моем выступлении, являются составляющими здоровъесберегающих технологий. |
С. 3 |
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Артикуляционную гимнастику можно соединять с движением рук. Эта техника называется биоэнергопластика. Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био - человек, энергия - сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. |
С. 4,5 |
Одной из форм оздоровительной работы является - пальчиковая гимнастика. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми важно использовать самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Су - Джок терапия - один из видов самомассажа рук. Су Джок - терапия благотворно влияет не только на общий организм, но и на речевую активность ребенка. Так же очень важны для детей общие двигательные упражнения, так называемые физминутки, в которых соединяется речь с упражнением для тела. Когда мы говорим о пальчиках, то должны вспомнить и о развитие тактильных ощущений. В работе с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, важно использовать все анализаторы. В этом направлении можно использовать такие приёмы, как сухой бассейн, найди на ощупь букву, узнай букву не глядя, для первого класса используются геометрические фигуры. |
С. 6 |
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Используются следующие игровые приёмы дыхательной гимнастики, как «оживи картинку», «волшебный пузырёк», игрушки-вертушки, мыльные пузыри. |
С. 7 |
Фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ, синтез, представления, фонематический слух) - основа успешного овладения ребенком правильным произношением. На занятиях важно чаще использовать игровые моменты. Как пример: «Накорми Мишку» только теми апельсинами, на которых есть картинки с заданным звуком. И так далее, упражнения могут быть разнообразными. |
С. 8,9 |
Развитие пространственной ориентировки и зрительного, тактильного восприятия - очень важно при формировании правильного образа букв, навыков грамотного письма и чтения; формировании навыков правильного употребления предлогов и развитии связной речи в целом. Один из приёмов, направленных на развитие зрительного восприятия, может являться работа с палочками и с карандашами: сложи предмет по образцу. Здесь подключается зрительное восприятие, параллельно идёт развитие мелкой моторики, обогащение словаря и расширение кругозора. Очень хорошо эту работу можно организовать при работе над лексическими темами. Можно широко использовать работу с прищепками. Как пример, предлагается применять такие многофункциональные игры, как: «чего не хватает?». Детям предлагаются изображённые предметы и просят определить, чего не хватает, дополняем изображения разноцветными прищепками. «чей хвостик?», «кто что ест?». Ребёнок берёт прищепку с мордочкой и выбирает нужный для животного корм. Все эти игры помимо благотворного влияния на мелкую моторику, способствуют развитию зрительного восприятия, обогащению словаря и развитию кругозора. |
С. 10 |
Хочется затронуть такой метод, как сказкотерапия. В работе логопеда сказка играет большую роль. Её воспитательная, развивающая и обучающая роль очень велика. А так как мы говорим о здоровьесберегающих технологиях, то можно с уверенностью сказать, что такой метод, как сказкотерапия, очень благотворно влияет на психическое здоровье младшего школьника. Через сказку дети учатся звукоподражанию, учатся выражать свои эмоции, устанавливать причинно-следственные связи, а также через плоскостные фигуры героев сказки развивается пространственная ориентировка. |
С. 11 |
В своем выступлении продемонстрирована вариативность использования в работе логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей с позиции здоровьесбережения. Данные приёмы оказывают положительное воздействие на здоровье детей, как психологическое, так и физическое. У детей повышается работоспособность и улучшается качество образовательного процесса. Таким образом, можно отметить особенности логопедической коррекционной работы на основе здоровьесбережения: Максимальное включение анализаторов, Использование красочной разнообразной наглядности, Использование занимательного материала, Вариативность упражнений. |