+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Путешествие маленькой мышки

Автор: Шагина Елена Юрьевна

Краткое описание работы
Индивидуальное занятие учителя-логопеда с ребенком 6 лет.

Индивидуальное логопедическое занятие

"Путешествие маленькой мышки"

 («Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»)

 

Учитель – логопед Шагина Е.Ю.

 

Цель: закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах и словах.

Задачи:

-       развивать артикуляционную моторику (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх);

-       закрепление изолированного произношения звука [ш];

-       учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;

-       развивать фонематический слух (определять наличие звука [ш] в слогах и словах);

-       упражнять в образовании множественного числа имен существительных;

-       мелкую и крупную моторику.

 

Материалы к занятию:

игрушка мышки, карта с нарисованным домиком, дорогой, болотом, магазином, карточки с артикуляционной гимнастикой «Заборчик», «Окошко», «Лопата», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус».
Предметные картинки: мышь, малыш, душ, карандаш, камыш, шуба, машина, ракета, шапка, сапоги, шарф.
Предметные картинки с предметами во множественном числе: шапки, шарфы, шубы, подушки, башмаки, шляпы, карандаши, игрушки, шоколадки, шары. Простой карандаш.

 

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: 

Сегодня к нам в гости пришёл гость. Отгадай по голосу, кто это?

 (Мышка)

Логопед: 

Мышка приглашает тебя в путешествие. Чтобы не заблудиться у нее есть карта, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. В путешествии надо будет выполнять много разных и интересных заданий. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале»?

Ребенок: «Дом».

Основная часть.

1. Выполнение артикуляционной гимнастики

Логопед: «В этом доме за высоким забором живет мышка. Зайдем к ней в гости».

У мышки высокий забор. Упражнение «Заборчик». Улыбнись, поставь зубки на зыбки и удержи данное положение до пяти.

Мышка проснулась и открыла окошко. Упражнение «Окошко». На счет раз открываем рот (окошко открыто), на счет два закрываем рот (окошко закрыто).

Мышка захотела выйти на крылечко. Упражнение «Лопата». Улыбнись, положи широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи его в таком положении под счет от одного до пяти.

Пошла мышка пить чай из чашечки. Упражнение «Чашечка». Улыбнись, приоткрой рот, высуни широкий язык вперед и загни края языка вверх. Удержи до пяти.

Мышка пила чай с вкусным вареньем. Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнись, приоткрой рот и широким передним краем языка оближи верхнюю губу. Делай движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Потом мышка решила немного поиграть с пушинкой. Упражнение «Фокус». Улыбнись, приоткрой рот, положи широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты, а посередине языка был желобок. Постарайся сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка подлетит вверх.

Логопед: «Ты отлично справился с заданием. Давай начнем путешествие».

2. Изолированное произношение звука [ш]

Логопед: «Посмотри возле домика дорожка. Она вся усыпана сухими листочками. Давай попробуем прошуршать как листочки : ш-ш-ш (5 раз).

Мышка побежала по дорожке и листочки опять зашуршали. Как они шуршат»?

Ребенок: произносит несколько раз звук [ш], имитируя шорох сухих листьев.

Логопед: «Давай побежим за ней дальше. Посмотри, листочки переворачиваются, а на них картинки: мышь, душ, камыш, малыш, карандаш. Д/и «Добавь звук [ш]

3.Автоматизация звука [ш] в слогах

Логопед: «Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь болото и тут растут камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай и прошурши, как они.

ша-ша-ша;
шо-шо-шо;
шу-шу-шу;
ше-ше-ше;

Ребенок повторяет услышанные слоги.

Логопед: «А кто же тут прячется в камышах? (Показывает картину утки). Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает и повтори:

аш-аш-аш,
ош-ош-ош,
уш-уш-уш,
ыш-ыш-ыш.

Ребенок повторяет услышанные слоги.

4. Физкультминутка  «Вышла мышка поиграть»

Вышла мышка погулять - Шаги на месте.
Раз, два, раз, два.
Пошалить и поиграть, Вращение кистями по кругу.
Раз, два, раз, два.
Правой лапкой топнула. Топает правой ногой.
Топ, топ, топ.
Левой лапкой топнула. Топает левой ногой.
Топ, топ, топ.
Сыр на полке увидала, Поднимает руки вверх.
Лапки вверх к нему подняла.
Тянется - потянется- Тянется вверх на носочках.
Сыр ей очень нравится.
Кусочек утащила - Опускает руки вниз.
Вниз лапки опустила.
Рады лакомству мышата- Хлопает в ладоши.
Хлопают в ладошки.
Оглянулись - а за ними
Наблюдает кошка! Поворачивают голову назад.
Мышки испугались - Складывает руки домиком над головой.
В норки разбежались.

3. Самостоятельная работа

1. Автоматизация звука [ш] в словах

Логопед: «Что подсказывает нам карта? Впереди река. Чтобы реку надо построить мостик. Мостик мы будем строить из картинок, в названии которых слышится звук [ш].

Д/и «Построй мостик»

Ребенок: выбирает картинки, называет предмет и определяет на слух есть в данном слове звук [ш], или нет. (Картинки: шуба, машина, ракета, шапка, камыш, сапоги, шарф.). Выкладывает мостик из картинок.

Логопед: «Мышка по мостику пробежала и забежала в магазин. А там она накупила всего очень много. Посмотри и скажи чего она купила много. Ребенок:  берет картинки и проговаривает: много шапок, много шарфов, много шуб, много подушек, много башмаков, много шляп, много карандашей, много игрушек, много шоколада, много шаров».

Логопед: «Мышка так обрадовалась, что у нее столько покупок и захотела вернуться домой. А как же вернуться домой? Карта нам поможет. На ней есть короткий путь, он обозначен еле заметной линией. Тебе понадобится карандаш, чтобы помочь мышке.

Проведи дорожку карандашом по пунктирной линии. Руку старайся не отрывать».

Ребенок: проводит карандашом по пунктирной линии. Провожая мышку домой.