Как приобщить современного ребёнка к чтению
Автор: Беняк Нина Александровна
В данной статье описан опыт работы по приобщению современного ребёнка к процессу чтения, представлен практический материал, который определит причины негативного отношения ребёнка к чтению, а также поможет родителям, совместно со специалистом, добиться положительных результатов.
Как приобщить современного ребёнка к чтению
Беняк Нина Александровна
Чтение является универсальной техникой получения знаний, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, потеря интереса приводит и к замедлению развития интеллекта.
В. А. Сухомлинский говорил о том, что нельзя быть счастливым человеком, не умея читать, так как это невежественно.
Ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем: не просто усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), данный вид деятельность вызывает наибольшие затруднения.
Работа учителя - логопеда направлена на преодоление трудностей процесса обучения чтению данной категории учащихся.
Интерес к чтению привить современному ребёнку достаточно сложно, так как он вынужден отложить в сторону смартфон, планшет или компьютер.
Нынешнее общество приучает воспринимать информацию фрагментарно, в виде короткого ролика или поста. Из этого следует, что информация не подвергается анализу, снижается способность к решению сложных задач. Дети много времени тратят на чтение, постоянно отвлекаются, не понимают содержание прочитанного.
Чтение формирует умение видеть смысловые уровни текста: сюжет, мотивацию героев, отношение автора, а для этого нужна база знаний, на которую можно опереться.
Методик обучения процессу чтения достаточно много, так же как и мнений определения возраста, с которого можно начинать данный процесс.
Основываясь на возрастном онтогенезе, считаю, что нельзя слишком рано приступать к обучению ребёнка чтению, так как должны быть сформированы основные психологические и речевые предпосылки:
- Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного;
- Ребёнок понимает направления: лево‑право, верх‑низ;
- Ребёнок различает и произносит все звуки (развит фонематический слух);
- Ребёнок знает все буквы.
Если все предпосылки сформированы, то процесс чтения не вызовет у ребёнка негативных эмоций. Важным фактором является культура и традиция чтения в семье.
Знакомясь с родителями своих учеников, предлагаю им заполнить анкету, которая поможет выявить и объяснить причины негативного отношения ребёнка к чтению.
Анкета для родителей детей дошкольного возраста:
«Малыш и книжка»
Ответьте на вопросы анкеты: «Да», «Нет», «Редко», «Никогда»
1. Есть ли контакт между Вами и ребёнком во время занятий?
2. Слушаете ли вы, что рассказывает Вам малыш?
3. Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение интереса к тому, что он говорит?
5. Исправляете ли Вы речь ребенка?
6. Есть ли у ребенка собственные книжки?
7. Есть ли у ребенка дома место, где он может уединиться?
8. Подаете ли вы ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
9. Обсуждаете ли Вы что-нибудь из прочитанного Вами с ребенком?
10. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет что-то сказать: у врача, в магазине, на детской площадке?
11. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь речевые игры?
12. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
13. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
14. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
15. Есть ли у Вас определенное время для чтения и бесед с ребенком?
16. Поддерживаете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
17. Смотрите ли Вы телевизор, вместе с ребенком?
18.Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20. Читаете ли Вы специальную логопедическую литературу?
21. Устраивает ли Вас речь малыша?
За каждый ответ «да» - ставится 4 балла, «нет» - 2 балла, «редко» - 1 балл, «никогда» - 0 баллов.
Полученные результаты складываются. Родители, по сумме баллов, сами определяют степень своей вовлечённости в речевое развитие малыша.
Анкета для родителей детей школьного возраста:
«Ребёнок и книга»
1. Читаете ли Вы книги совместно с ребёнком ? Если да, то как часто:
- Ежедневно
- Несколько раз в неделю
- Редко, когда есть время
2. Вы читаете ребёнку книги:
- По просьбе ребёнка
- По своей инициативе
3. Как Вы охарактеризуете устную речь ребёнка?
- Развита хорошо
- Есть нарушения. Какие?
- Речь не соответствует возрасту. Причины.
4. Как относится ребёнок к самостоятельному чтению?
- Не хочет читать
- Читает мало
- Читает с удовольствием
- 5. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном произведении?
- Да, после каждого чтения
- Не всегда
- Нет
6. Может ли Ваш ребёнок пересказать отрывок из любимой сказки, рассказа, произведения?
- Да;
- Нет;
- Не знаю.
7. Как Вы оцениваете чтение Вашего ребёнка?
- Читает с трудом
- Читает медленно
- Читает бегло
8. Какой способ чтения у Вашего ребёнка?
- Читает по буквам
- Читает по слогам
- Читает словами
9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок:
- Сказки, стихи, рассказы о природе;
- Книги познавательного содержания;
- Нет определённых предпочтений.
10. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:
- Да
- Нет
- Другое:
11. Есть ли у Вас дома детская библиотека?
- Да
- Нет
12. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?
- Да
- Когда как
- Нет, книгу ничто не заменит
13. Ваши пожелания специалисту:
На данном этапе работы предлагаю детям школьного возраста тоже заполнить анкету.
Анкета для школьников:
«Я - читаю»
- Что ты больше любишь?
- Читать сам
- Слушать чтение взрослых
- Пользоваться компьютером, планшетом, телефоном.
2. Как ты оцениваешь своё чтение?
- Плохо читаю
- Медленно читаю
- Хорошо читаю
3. Понятно ли тебе то что ты читаешь?
- Ничего не понимаю
- Понимаю, но не всё
- Всё понимаю
4. Обращаешься ли ты ко взрослым во время чтения?
- Всегда
- Иногда
- Не обращаюсь, всё понятно
2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?
- Ругают тебя
- Хвалят тебя
3. Читают ли в вашей семье книги вслух?
• Читают
• Не читают
4. Можешь ли назвать книгу, которую недавно прочитал(а)?
• Да
• Нет
5. Записан(а) ли ты в школьную библиотеку?
• Да
• Нет
Результаты анкетирования, совместно с обследованием ребёнка специалистом, дают возможность выбрать коррекционно - развивающую программу по развитию навыков чтения, составить рекомендации для детей и родителей.
Совместная деятельность учителя - логопеда с родителями обязательно принесёт результаты. Занятия дома не займут много времени, если будут проведены с позитивным настроем.
С этой целью предлагаю родителям ознакомиться с рекомендациями, которые помогут приобщить ребёнка к процессу чтения:
Читайте вместе и обсуждайте
Читайте ребёнку вслух, а затем вместе разглядывайте картинки, поощряя к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?» Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?»
Не учите буквы так, как они называются в алфавите
Вместо этого помогите ребёнку запомнить звук, который обозначает буква. Например, вы показываете букву «м» и говорите: «Это буква м (а не эм)». Если ребёнок запомнит алфавитные названия букв (эм, эс, эф и так далее), ему будет довольно сложно научиться читать. Тогда, увидев в книге слово ра‑ма, он попытается произнести эр‑а‑эм‑а.
Идите от простого к сложному
Как только ребёнок запомнил несколько букв (от 2 до 5) и звуков, которые они обозначают, переходите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма‑ма, па‑па, дя‑дя, ня‑ня. При этом не нужно разбивать слог на отдельные звуки. Не говорите: «Это буквы м и а, а вместе они читаются ма». Сразу учите, что слог произносится как ма, иначе малыш может начать читать побуквенно. После освоения простых сочетаний переходите к более сложным: ко‑т, жу‑к, до‑м.
Помогайте понимать смысл прочитанного
Делайте это, когда ребёнок начнёт медленно, но верно воспроизводить по слогам слова и целые предложения. Например, малыш прочитал: «Мама мыла раму». Остановитесь и спросите: «О чём ты сейчас прочитал?». Если он затруднится ответить, пусть прочитает предложение ещё раз. А вы задайте более конкретные вопросы: «Кто мыл раму? Что мыла мама?»
Показывайте, что буквы есть везде
Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и реклама на билбордах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько‑то секунд».
Играйте
И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую‑то вывеску, рекламу.
Чтение — это не только интересное занятие, но и полезное увлечение не только для детей, но и для взрослых.
Взяв в руки книгу, мы вынуждены отложить в сторону смартфон — а значит, меньше времени будет потрачено на соцсети и мессенджеры. Но есть и множество других веских причин предложить ребёнку книгу вместо гаджетов:
- Регулярное чтение способствует расширению словарного запаса и кругозора.
- Развивается аналитическое и логическое мышление, ведь ребёнок анализирует поступки героев и учится видеть причинно-следственные связи в развитии сюжета.
- Чтение помогает детям научиться перерабатывать большие объёмы информации и справляться с негативными последствиями клипового мышления, которому подвержены многие современные школьники (как, впрочем, и большинство взрослых).
- Чтение, особенно перед сном, помогает расслабиться и избавиться от стресса и тревожности. Исследования также показывают, что хорошие книги помогают бороться с признаками депрессии, что особенно актуально для подросткового возраста.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Под ред.Л.С. Цветковой. - Москва - Воронеж, 2001.
2. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. 1999.
3. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика /Т.В. Ахутина // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - Москва - Воронеж, 2001.
4. Воронова, А.П. Нарушение письма у детей. / А.П. Воронова / - СПб., 1994.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. / Выготский Л.С. / Т.2, 3,5. - М., 1983.
6. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. /Е.В. Гурьянов/ - М., 1999. С.38-126.