Постановка звука [C] для ребенка старшего возраста
Автор: Крамсакова Юлия Владимировна
План-конспект индивидуального логопедического занятия по теме:
«Постановка звука [C] для ребенка старшего возраста.
Цель: формирование правильного произношения звука [С].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развивать артикуляционные навыки;
Дать правильную артикуляцию звука [С];
Формировать длительную направленную воздушную струю;
Вызывать изолированное произношение звука [C] через игру « Насос»
Коррекционно-развивающие:
Развивать речедвигательную функцию;
Развитие общей и мелкой ручной моторики;
Развивать внимание, логическое мышление, память
Коррекционно-воспитательные:
Развивать усидчивость и внимательность при выполнении заданий;
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Активизация и развитие речи.
Оборудование: зеркало, кукла, картинки с артикуляционной гимнастикой, вата, карточки с животными, лист с контурным изображением овощей и фруктов, наклейки.
Ход занятия
I. Организационный момент. Здравствуй, Маша! Посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости! Это кукла. Ее зовут Соня. Она будет смотреть, как мы будем учиться правильно и красиво произносить звук [C].
II. Артикуляционная гимнастика
Маша, сейчас мы покажем Соне, что научились делать.
1.Упражнение « Улыбочка»: Губы в улыбке. ( Под счет до 5)
2. Упражнение « Заборчик»: Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы.( Под счет до 5)
3. Упражнение «Лопатка»: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. ( Под счет до 5)
4. Упражнение « Иголочка»: открыть рот сделать язык узким, показать острую иголочку. ( Под счет до 5)
5. Упражнение «Чистим зубки»: приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. ( Под счет до 5)
6. Упражнение « Горка»: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, язык в форме «горки».Катаемся с «горки» со свистом. ( Под счет до 5)
Логопед: Молодец! Соне понравились твои упражнения.
Логопед: А теперь мы с тобой поиграем в интересную игру «Охотник». Как только услышишь звук [С], сразу лови его - хлопай в ладоши, вот так: логопед произносит звук [C] и хлопает в ладоши.
М-Ш-К-С-Т-Н-С-Д-П-С-Ж-С-З-В-С-Р-С
Молодец! Ты отлично справилась, поймала все звуки [C]!
III. Постановка звука
Логопед: Посмотри в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык? Губы слегка растянуты в улыбке.. Кончик языка упирается в нижние зубы, язык в форме «горки». По середине языка проходит воздушная струя. Если пропустить по языку воздух , слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к рту, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)
Логопед: Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай изобразим насос: воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи идущей по середине языка) .Надо улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола. Логопед кладет ватку на стол, ребенок дует на нее.
IV. Упражнения с картинками.
Теперь мы с тобой посмотрим картинки. Логопед достает и показывает ребенку картинки и четко называет, что на них изображено.
Логопед показывает ребенку карточки с животными (лев, слон, лиса, жираф, носорог, крокодил, зебра, обезьяна).
А теперь отложи мне только те картинки, где ты услышал звук [C].
Верно! Это слон, носорог и лиса. Соне очень понравилось, как ты отобрала картинки.
V. А теперь тебе нужно раскрасить только те овощи и фрукты, в названии которых есть звук [C]. Ребенку показывается лист с контурным изображением фруктов и овощей. На листе есть: Редис, яблоко, ананас, кокос и огурец. Что ты будешь раскрашивать? Ребенок отвечает: Редис, ананас, кокос. Молодец, бери карандаши и раскрашивай.
VI. Логопед: Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы сегодня учились произносить? Ребенок называет. Какие овощи и фрукты с таким звуком ты запомнил? Ребенок называет. Молодец. Соне очень понравилось, как ты занимаешься и у нее есть для тебя подарок. Это наклейки. Ребенок благодарит Соню. А свой рисунок возьми с собой и покажи родителям.