Праздник правильной речи
Автор: Дзасохова Илона Будзиевна
Праздник правильной речи. Досуговая деятельность к Международному дню логопеда
учитель-логопед МБДОУ с. Кадгарон
Дзасохова Илона Будзиевна
Тема: Праздник правильной речи.
Цель: совершенствовать фонематические процессы, грамматический строй и связную речь у детей с ФФНР, способствовать повышению речевой грамотности родителей.
Задачи
Развивать речевую деятельность.
Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, их отличии по артикуляционным и акустическим признакам, значении в фонетическом строе речи.
Закреплять представление об отличии звука от буквы.
Закреплять навыки детей в умении подбирать слова на заданный слог, составлять слова из предложенных звуков.
Расширять словарь детей.
Развивать грамматический строй и связную речь.
Развивать фонематический слух.
Развивать зрительный гнозис при восприятии силуэтных, контурных изображений.
Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, моторную ловкость, координацию движений, образно-пластическое творчество, координировать речь с движением.
Формировать межличностные отношения и умение работать в команде.
Оборудование: магнитофон, мольберты, мяч, воздушные шары желтого и оранжевого цвета, шапочки-ободки с изображением гласных и согласных звуков (А, О, У, И, С, З, Ш, Ж, Р, Л).
Оборудование для дидактических игр: пособие «Цветик-речецветик» — сделан из фетра, на лепестках изображены: рот, нос, губы, язычок, книга, руки, уши; куклы Звуковички в одежде красного, синего, зеленого цвета, мешочки для них соответствующих цветов, игрушки-подарки — улитка, мишка, телефон, фотоаппарат, слон, арбуз, апельсин.
Сказочный персонаж: Путаница (роль исполняет воспитатель).
Инновационные технологии: здоровьесберегаюшие, биоадекватные, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика.
Ход мероприятия
I. Вводная часть
Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики.
Учитель-логопед. Здравствуйте, мы рады приветствовать всех на нашем «Празднике правильной речи». 14 ноября — Международный «День логопеда»!
Дети читают стихи.
Мы сегодня до обеда
Занимались с логопедом.
Чтобы говорить красиво,
Правильно и чисто,
Звуки мы произносили
Медленно и быстро:
Мы шипели, словно змеи,
Как медведи мы ревели,
Словно тигры, мы рычали….
Думаешь, озорничали?
Вовсе нет! Вовсе нет!
Так учил нас логопед.
Кто же это — логопед?
Я даю Вам свой ответ.
Он немного воспитатель,
Детских душ он врачеватель.
Он немножечко психолог,
Иногда — и дефектолог.
Логопед детей не мучит,
Разговаривать их учит.
В чем секрет его труда?
Станет речь красивой — ДА!!!
II. Основная часть
Учитель-логопед. О правилах красивой речи нам напомнят наши дети.
Дети выходят на середину зала и читают стихи.
Если вдруг проблемы с речью,
Срочно нужен логопед,
Он поможет всё исправить,
Нашу речь спасёт от бед.
***
К логопеду я хожу,
Звуки всё твержу, твержу.
«Ш» — шипит, «Ж» — жужжит.
Язык «чашечкой» держу,
Губы «рупором» тяну.
Громко, чётко говорю.
Я картинки называю
И в копилку опускаю.
Много слов в копилке той:
Сладких, добрых и красивых,
Зимних, острых и любимых.
Игра «Цветик-речецветик»
Учитель-логопед. Молодцы! Звуковички принесли нам волшебные лепестки, которые мы соберем в волшебный цветок. Приглашает семерых детей.
Дети хором: Лепесток лети, лети и игру нам принеси!
Учитель-логопед показывает корзину с лепестками. Дети достают по одному лепестку и крепят к серединке цветка, называя, что на нем изображено и как это помогает сделать речь лучше. На лепестках картинки: ухо, язык, губы, дыхание, рука, глаза, книга.
Предлагает детям встать возле стульчиков и повторять хором, сопровождая речь движением.
Ухо – слушаем всегда внимательно логопеда и воспитателя — приложили ладонь к уху.
Язык – язычком своим играем, напрягаем, выгибаем! — ладонью изобразить движения языка.
Губы – губами двигаем красиво, плавно и неторопливо — плавное движение руками «Шарик».
Правильное дыхание – плавно, долго выдыхаем, звук красивый получаем! -волнообразные движения руками.
Рука – с пальчиками мы играем, лучше речь мы развиваем – игра Кулачок – ладошка.
Глаза – зрение мы укрепляем, буквы все запоминаем — движение руками «Глазки».
Книга – книги разные читаем, в них о многом мы узнаем! — изобразить руками книгу.
Учитель-логопед. Если мы постараемся выполнять все правила, наша речь будет такая же красивая, как этот цветок!
Игра «Путаница»
Звучит музыка (минус песни «Шапокляк», композитор В. Шаинский). В зал вбегает Путаница:
Я – веселая Путаница.
К вам пЛишла на пЛаздник я,
Чтоб позабавить вас, дЛузья!
Учитель-логопед. Ой, дети, кажется Путаница не выговаривает некоторые звуки! Давайте ей поможем! Что для этого нужно делать?
Дети отвечают. Делать гимнастику для язычка, играть с пальчиками …
Учитель-логопед. Путаница, послушай наших детей! Они тебе помогут правильно научиться выговаривать все звуки!
Дети читают стихи.
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
***
Утром делают зарядку
Все — традиционную,
Ну, а логопед с детьми –
Ар-ти-ку-ля-ци-он-ную.
Путаница. Спасибо вам, друзья, кажется, я начинаю правильно выговаривать все звуки!
Ребята, честно вам скажу:
К логопеду теперь я хожу.
Звуки «р» и «л», друзья,
Пригодятся мне всегда
III. Заключительная часть
Учитель-логопед. Хочется поблагодарить детей, которые так замечательно сегодня помогли Путанице научиться красиво заговорить.
Вручение грамот.
Учитель-логопед. Закончить наш праздник хочу стихотворением Вадима Шефнера:
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь — людское чудо —
Не скудела в наши дни.