Дисграфия. Специфика ошибок на уровне буквы и слога
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Необходимо ли обращаться к учителю - логопеду и когда, такой вопрос часто возникает не только у родителей детей, начинающих обучение в начальной школе, но и у учителей начальных классов. Обычно такая ситуация возникает к концу первого класса, когда у ребенка в тетрадях появляются глупые (по мнению родителей) ошибки. Очень сложно понять, а тем более различать, какие ошибки допускает ребенок, с чем они связаны: с нежеланием учиться или это, действительно, проблема, с которой ученик не может справиться самостоятельно. Бывает так, ребенок прилежно учит правила, знает их, а в письменных работах не применяет.
Основными признаками (симптомами) нарушения письменной речи (дисграфии) являются особенные (специфические) ошибки, которые не связаны с применением правил орфографии. Специфические ошибки носят стойкий (постоянный) характер, и в их основе нет нарушений, связанных с интеллектуальным (умственным) развитием школьника.
В логопедии часто применяется принцип анализа специфических ошибок на письме по уровням. Это используется для удобства в проведении профилактической, диагностической и коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда, а также в организации коррекционного воздействия со стороны учителя начальных классов и родителей учащихся. Распределение специфических ошибок по уровням, если можно так сказать, облегчает работу каждого участника коррекционного воздействия из описанной триады. Выделяют три основные группы специфических ошибок письменной речи:
1. Ошибки на уровне буквы и слога;
2. Ошибки на уровне слова;
3. Ошибки на уровне предложения.
В данной статье опишем причины и проявления специфических ошибок на уровне буквы и слога. По разнообразию и многочисленности по типам ошибок данная группа занимает лидирующие позиции. В нее входят ошибки, связанные с трудностями:
- формирования звукового (фонематического) анализа;
- формирования фонематического восприятия (различение (дифференциация) фонем).
Фонематический анализ бывает простым и сложным. В норме простые (элементарные) формы звукового анализа формируются спонтанно (непроизвольно), это происходит до начала школьного периода, в дошкольном возрасте. Дошкольник, благодаря непроизвольному вниманию выделяет (узнает) звук на фоне слова.
Более сложные формы звукового анализа формируются в процессе обучения младшего школьника основам грамоты. Процесс выделения первого и последнего звука в слове, определения его места (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, является более сложной формой фонематического анализа. Не у всех детей к концу дошкольного возраста сформированы подобные процессы. Несформированность простых и сложных форм звукового анализа в письменных работах проявляются в виде пропуска, перестановок или вставок букв и слогов. Пропуск сигнализирует о том, что ребенок не выделяет в составе слова компоненты всех звуков. Это может быть пропуск гласных букв, либо согласных. Когда ученик пропускает несколько букв в слове, то здесь имеет место грубое нарушение звукового анализа,
Группа ошибок, связанная с несформированностью фонематического восприятия, характеризуется трудностями в различении (дифференциации) фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство. В целом, нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ученик не воспринимает и не воспроизводит близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки. Несформированное фонематическое восприятие усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. В устной речи данный дефект проявляется в замене и смешении звуков. В письменных работах наблюдается смешение букв, но не замену. Смешение букв, говорит о том, что учащийся выделил в составе слова определенный звук, но обозначил его буквой, которая этому звуку не соответствует. Данное смешение бывает при:
- нет чёткости в соотнесении фонемы с графемой, а именно, нет связи между значением (звуком) и зрительным образом (буквой);
- нет различения звуков сходных по акустико – артикуляционному сходству.
Очень часто смешивают звуки (фонемы):
- парные (звонкие - глухие) согласные;
- лабиализованные гласные;
- сонорные;
- свистящие и шипящие согласные;
- аффрикативные согласные;
- заднеязычные согласные.
Смешение букв по кинетическому сходству.
Традиционным объяснением в логопедии ошибок смешения является акустико – артикуляционное сходство или оптическое сходство букв (графем). Это относится к проявлениям специфических ошибок, как в письменной речи, так и в устной. Смешение букв по кинестетическому сходству не нужно расценивать как баловство. Эта группа ошибок не связана ни с произношением, ни с орфографией. В основе лежит данной группы ошибок лежит недоразвитие зрительно – пространственного гнозиса (нарушение развития процесса восприятия цвета, формы, величины, пространственных представлений). Также дефицит развития мнестических процессов может повлиять на проявления оптических смешений и замен в письменной речи.
Можно сделать вывод, проявления специфических ошибок в письменной речи учащихся на уровнях буквы и слога; фонематического восприятия, а также смешения букв по кинестетическому сходству носят стойкий (постоянный) характер. Их проявления снижают качество письменных, устных работ учащихся младших классов. Данные ошибки не исправляются сами по себе, более того, они имеют тенденцию к регрессивному развитию. Поэтому, вопрос о ранней диагностической и профилактической логопедической работе в современной школе стоит особенно остро. Более того, при отсутствии своевременного коррекционного воздействия, нарушения письменной и устной речи учащихся тормозят дальнейшее развитие не только речевой, но и познавательной (интеллектуальной) деятельности.