+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формы работы воспитателя логопедической группы по преодолению нарушений речевого развития детей

Автор: Немойкина Наталья Георгиевна

Формы работы воспитателя логопедической группы по преодолению нарушений речевого развития детей.

    Коррекционная работа организована в группах  комбинированной направленности для детей с 5-ти летнего возраста.    Комплектование групп  осуществляется в соответствии с заключением городской ПМПК. Ведущим специалистом по оказанию квалифицированной помощи в коррекции речевых нарушений  является учитель-логопед.

    Профессиональная коррекция нарушений в группах  комбинированной  направленности – это планируемый и особым образом организуемый процесс, основу которого составляют принципиальные положения:

-коррекционная работа включается во все направления деятельности ДОО;

-содержание коррекционной работы – это система оптимальной комплексной (педагогической, психологической, медицинской) поддержки, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического  развития дошкольников с ОВЗ.

          В логопедической группе кроме занятий, предусмотренных общеразвивающей программой вводятся  коррекционные занятия логопеда и занятия воспитателя по закреплению изученного на занятиях с логопедом,  тем самым увеличивается нагрузка на ребенка.

Эффективность коррекционной работы в группе компенсирующей направленности зависит от слаженности в работе учителя – логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей  и МОП.

В группе комбинированной направленности для детей с ТНР  коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является  выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.

            Как и в массовом детском саду, воспитатели решают общеобразовательные задачи. Формирует у детей необходимые, доступные их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдения, на прогулках, экскурсиях. Способствует развитию речи детей проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря. Уточнению значения слов и представлений. Развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приемам изображения предметов в рисовании,  лепке,  аппликации,  конструировании.

        Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с ТНР решает коррекционные задачи. Формирует положительные навыки общего и речевого поведения.  Развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной  и самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы,  желания, отвечать на вопросы в доступной форме, он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.

 

Методы  реализации  Программы в группах  коррекционной направленности

Педагоги  используют весь комплекс методов реализации Программы: наглядные, практические, словесные методы и  их комбинации. Для эффективного обучения воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи следует задействовать максимальное количество анализаторов с использованием как традиционных, так и специальных методов и методических приемов.

-включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений;

-использование приемов, обеспечивающих индивидуальный подход к детям;

-при отборе программного материала учет зоны ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальных возможностей;

-постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;

-регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключение к этому всех участвующих в занятии специалистов;

-привлечение каждого ребенка к участию в диалогах.

    

        Для эффективного решения коррекционных задачи воспитателю необходимо пронизать речевой деятельностью всё время пребывания ребенка в ДОУ.  Ежедневно следует проводить речевые пятиминутки (в утренний приём, во время подготовки к завтраку, зарядки, во время проведения культурно гигиенических процедур, одевания, прогулки, подготовки к обеду и так далее).

 

   В первую половину дня рекомендуем проводить 2-3 логопедические пятиминутки. Первую целесообразно проводить с 8:00 до завтрака.

Начинать следует с артикуляционной гимнастики.  Артикуляционную гимнастику проводят ежедневно  несколько раз в день (используют упражнения по заданию логопеда).

          Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет улучшить подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ и щек, улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу. Увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность, напряжённость артикуляционных органов, подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

         Артикуляционную гимнастику необходимо разучивать перед зеркалом ребёнок должен копировать ваше движение,  а в дальнейшем,  когда порядок действий будет усвоен артикуляционную гимнастику можно выполнять без зеркала.

Артикуляционную гимнастику можно использовать для снятия возбуждения, для переключения с одного вида деятельности на другой, для активизации внимания  детей на занятиях.

 

        Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить как на занятиях, так и во время свободное от ООД. В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата движения языка и губ становится более точными.

Также логопедические пятиминутки можно наполнить:

 - беседой по лексической теме (беседу по лексической теме проводят для актуализации знаний по теме. В ходе  предварительной работы  к занятиям);

- разучиванием физминутки, пальчиковой гимнастики (особенно это актуально в понедельник, так как пальчиковая гимнастика и физминутка должны быть знакомы детям до начала занятия)

-лексико – грамматическими играми;

- также на логопедических пятиминутках проводят актуализацию уже изученных пальчиковых игр, обобщающих слов.

- самомассажем;

- дыхательными упражнениями (умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями,  речью. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Сознательный контроль дыхания позволяет снять эмоциональное напряжение,  уменьшает чувство тревоги,  помогает общей релаксации);

 

Регулярное проведение с детьми логопедических пятиминуток приучает их к речевым играм. У детей появляется интерес, любимые речевые игры. Дети  начинают сами предлагать игру,  изменять правила или использовать уже отработанный с воспитателем или логопедом. С середины учебного года в  старшей группе рекомендуем выбирать ребенка - ведущего на игру.

 

Коррекционная  работа воспитателя  во II половину дня состоит из -  ООД «Логочас» и  обязательна для проведения, время проведения указано в Режиме дня.

    Длительность фронтальной части «Логочаса» 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин на каждого ребенка.

Формы: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

 

Пояснительная записка к проведению логочаса

Логочас – организованная деятельность детей и взрослых, по заданию логопеда. Продолжительность данного вида деятельности согласно п.11.10 САНПИН 2.4.1.3049-13: в старшей группе - 20 минут, в подготовительной группе - 25 минут. Во время логочаса охватываются все дети группы.  В структуру логочаса включается индивидуальная и групповая работа.

Групповая работа (20-25 минут) включает в себя:

1. Артикуляционную гимнастику (дыхательные упражнения, мимическая гимнастика, самомассаж, артикуляционная гимнастика);

2. Пальчиковую гимнастику;

3. Развитие фонематического слуха и обучение грамоте;

4. Физминутка;

5. Лексико-грамматическое  развитие и развитие связной речи.

6. Распределение детей на игры.

 

Индивидуальная работа (5-15 минут на ребенка) включает в себя:

1.                Работа по заданию учителя-логопеда (задания отраженные в журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы). Воспитатель должен поощрять  стремление и желание ребенка заниматься, произносить звук чисто, правильно.

2.                Развитие психических познавательных процессов, моторики (по плану воспитателя). Развитием психических - познавательных процессов воспитатель должен успеть позаниматься не менее  чем с  7 детьми. Данную деятельность можно проводить в свободное от ООД время в течении всего.  дня

Необходимо вести работу с родителями,  объяснять, что  забирать детей с  Логочаса  не желательно.  

 

В тихий час  воспитатель готовится к логочасу:

1.    Читает задания логопеда в журнале «Взаимосвязь логопеда с воспитателями», составляет конспект ООД  на каждый день.

2.    Уточняет, над каким звуком (звуками) ведется работа у ребенка или у детей.

3.    Готовит наглядный материал.           

4.    Продумывает использование предметно – развивающей среды.