+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Изучение нарушений чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи в общеобразовательной школе

Автор: Фефилова Елизавета Владимировна

ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Ключевые слова: нарушения чтения; дислексия; ОНР; общее недоразвитие речи;  младшие школьники; ошибки чтения; трудности обучения

Аннотация. Статья посвящена изучению нарушений чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня. Рассматривается методика изучения чтения у обучающихся третьих классов в общеобразовательной школе. Целью исследования было изучение процессов чтения у младших школьников. Были взяты такие направления исследования чтения, как: изучение особенностей читательских умений - темп чтения, способ чтения, ошибки при чтении, выразительность и понимание прочитанного. Анализ полученных результатов показал нарушения интонационных умений и частичное понимание текста. Сделаны выводы о том, что нарушения устной речи и зрительного восприятия замедляют процесс освоения чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.

 

Fefilova Elizaveta Vladimirovna

Master's student, Ural State Pedagogical University; 620017, Russia, Ekaterinburg, Kosmonavtov Ave., 26; ya.lisa-veta@ya.ru

Obukhova Nina Vladimirovna

Scientific director,Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Speech Therapy and Dysontogenesis Clinic, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "UrSPU"; speech therapist, MPCC "Bonum"; address: 620091, Russia, Ekaterinburg, Kosmonavtov Ave., 26.

 

STUDYING READING DISORDERS IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL

 

KEYWORDS: reading disorder; dyslexia; ONR; general speech underdevelopment; younger schoolchildren; reading errors; learning difficulties

ABSTRACT. The article is devoted to the study of reading disorders in primary schoolchildren with general speech underdevelopment of level IV. The methodology for studying reading among third-grade students in a comprehensive school is considered. The purpose of the study was to study reading processes in primary schoolchildren. The following areas of reading research were taken: studying the characteristics of reading skills - reading pace, reading method, errors in reading, expressiveness and reading comprehension. Analysis of the results showed violations of intonation skills and partial understanding of the text. It was concluded that impairments in oral speech and visual perception slow down the process of reading acquisition in primary schoolchildren with general underdevelopment of level IV speech.

 

Чтение это сложный психофизиологический процесс, направленный на расшифровку и понимание письменного сообщения [1; 9; 10]. Для того, чтобы обучаться и получать необходимые знания школьнику необходимо освоить навык чтения уже на начальных этапах обучения в школе [3]. Многие ученые и нейрофизиологи считают, что готовность к освоению навыка чтения наступает к 5-6 годам, то есть в тот момент, когда наступает нейрофизиологическая зрелость [4; 8]. Но в некоторых случаях дети испытывают специфические трудности в освоении чтения. Проблема изучения нарушений чтения у младших школьников и их преодоление в настоящее время актуальна среди логопедов, как в России, так и за рубежом. Чаще всего причинами нарушения чтения у детей является общее недоразвитие всех компонентов языка, то есть ОНР (общее недоразвитие речи) [6; 7; 11].

Европейские учёные проблемы с чтением связывают с созреванием зрительной системы и центров координации зрительных сигналов и не исключают фактор наследственности [14]. Учёные Массачусетского института в статье журнала «Neuron» увидели проблемы с чтением связанные с пониженной способностью мозга к адаптации повторяющихся стимулов [15].  

Так же многие учёные указывают на связь нарушения письма и чтения, и таким образом, если у ребёнка есть нарушения письма, то и, будут нарушения чтения [11]. Это подтверждается в исследованиях зарубежных авторов, которые «дислексией» называют специфические нарушения письменной речи в целом [13].

Р.Е Левина выделяла главную причину дислексии это несформированность речевых компонентов речи, таких как фонематические процессы. Лалаева Р.И. и Корнев А.Н., связывают дислексию с несформированностью психических функций, и считают что память, внимание и мышление обеспечивают процесс чтения [2; 3; 4; 5,34]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что причины стойких нарушений чтения, могут быть разнообразны и мозаичны, тем самым это усложняет диагностику и дифференциацию дислексии.

Целью исследования является изучение процессов чтения у младших школьников с ОНР IV уровня и анализ полученных результатов.

Были взяты такие направления исследования чтения, как: изучение особенностей читательских умений - темп чтения, способ чтения, ошибки при чтении (их количество и характер), выразительность и понимание прочитанного. Так же отмечалось слежение по строке при чтении текста.

Помимо качественной оценки была разработана количественная оценка по пятибалльной шкале:

5 баллов - чтение без ошибок, свыше 65 слов в минуту, чтение словами и словосочетаниями, чтение с понижением голоса к концу предложения и паузой в конце с правильной постановкой ударения и пониманием прочитанного;

4 балла - плавное чтение словами с переходом в некоторых случаях на слоги и слияния, не более 3-х ошибок. 55-65 слов в минуту; чтение с паузой в конце предложения без понижения голоса и правильным ударением с пониманием прочитанного с незначительными искажениями;

3 балла - плавное чтение слогами и слияниями, в простых по слоговой структуре словах чтение полное; до 6-ти ошибок на уровне слова, слога, буквы, нерегулярность пауз и интонаций конца предложения и единичными ошибками ударения; темп от 40 – 54 слов в минуту; частичное понимание текста, исключение смысловых звеньев;

2 балла - отрывистое чтение слогами, чтение по буквам, до 10-ти ошибок на уровне буквы, слога или слова; отсутствие понижения голоса к концу предложения и пауз, ошибки в ударении, темп чтения менее 40 слов в минуту, не понимает прочитанного или частично воспроизводит при помощи вопросов;

1 балл - не читает или отказ от чтения, имеются ошибки на уровне буквы, множественные ошибки.

С последующим определением уровня чтения: высокий, средний и  низкий. Где от 0 до 2,5 низкий уровень, от 2,6  до 3,9 средний уровень и  от 4,0 до 5,0 высокий уровень развития чтения.

Обследование учащихся третьих классов началось в октябре 2023 года и проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №19», расположенного по адресу: город Каменск-Уральский, ул. Мусоргского,9.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе обследования была проведена диагностика письма у всех учащихся третьих классов с целью выявления у них дисграфии. Среди 115 учеников был выявлен 41 ученик со специфическими ошибками письма. Из 41 ученика у 15 была выявлена смешанная дисграфия. Для дальнейшего углублённого обследования среди 15 учеников было отобрано всего 10, которые имели трудности в освоении программы по предмету «Литературное чтение».

В последующем эксперименте участвовали 10 учеников третьего класса. Из них семь мальчиков и три девочки.

На втором этапе проводилось изучение устной речи и письма.

По данным медицинской документации (изучение анамнеза) было установлено, что интеллект, слух и зрение всех испытуемых соответствовали норме, однако у некоторых детей имеются неврологические диагнозы: дизартрия -  4; ММД - 4; СДВГ – 2. У всех учеников имелись в анамнезе осложнение пре-, пост- и натального периода, например: недоношенность до 38 недель - 4; резус-конфликт – 3 ученика. У 3-х обучающихся до трёх лет имелась задержка речевого развития.

Исследование звукопроизношения выявило мономорфное нарушение звукопроизношения у 7 учеников, у двух полиморфные нарушения произношения. У пяти учеников нарушение в виде не чёткой смазанной речи.

У всех учеников группы, кроме орфографических ошибок, имеются специфические ошибки письма оптико-пространственного и акустического характера. Учащиеся допускали ошибки на уровне букв, слогов и слов. Перестановки слогов и букв, замены букв акустического, оптического и кинетического характера. Средний балл группы – 2,4 (низкий уровень). У 10 обследованных учеников было поставлено следующее  логопедическое заключение: общее недоразвитие речи IV уровня, смешанная форма дисграфии.

 На третьем этапе для изучения особенностей чтения у школьников третьего класса был взят текст Эдуарда Шима «Брат и младшая сестра» [12].

Исследования чтения проводились у обучающихся индивидуально на втором или третьем уроке, чтение записывалось на диктофон. Скорость чтения фиксировалась с помощью секундомера. Отчёт времени вёлся с начала текста, не включая названия. Затем результаты обследования переносились в индивидуальный протокол ученика.

Процедура проведения обследования чтения была следующей: ученикам предлагалась инструкция: «Пожалуйста, громко и чётко прочитай текст вместе с его названием. Читай внимательно, потому что тебе нужно его пересказать».

В ходе изучения чтения, у учащихся были получены следующие результаты: при обследовании темпа у всех учащихся был результат ниже 55 слов в минуту, поэтому с высоким темпом нет ни одного ученика. У пяти учеников (50%) темп чтения был от 40 до 54 слов в минуту. У остальных (50%) 5 учащихся, их показатели были от 34 до 39 слов в минуту. Таким образом, у всех учеников группы темп чтения не соответствует возрастным показателям.

При исследовании способа чтения, шесть учащихся (60%) читали слогами, слияниями и в лёгких по слоговой структуре словах полностью читали слово. Четыре ученика читали слогами, в сложных по слоговой структуре словах переходили на буквенное чтение (40%).

 Все учащиеся допустили ошибки при чтении в той или иной степени. У учащихся были ошибки связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем (замены гласных, звонких и глухих согласных, свистящих – шипящих), например «работниса» - с-ц, «накибаться» - к-г, «ташат», «ешо»  - ш-щ, «польше» - б-п, «встретает»- т-ч, «бриже» - р-л, «Санка» - пропуск ь знака, «кузувок» - у-о (у 90%). Имелись ошибки связанные с недоразвитием анализа и синтеза (у 80%), такие как: вставки «подсыпывает», «набарала»; пропуски - «кузовк», «угнишься» и перестановки – «от – то», «чот – что». У учащихся встречались ошибки оптического характера (замены н-и, и-у, б-д, п-т), например: «несит», «вужу», «бадушка», «содирать» (у 70%). Ошибки семантического и аграмматического характера выявлены не были. Иногда ученики использовали угадывающее чтение, но затем перечитывали слова заново, исправляя ошибку.

Если рассматривать количественную оценку, то менее трёх ошибок у 1 ученика (10%), у 7 учеников (70%) были  допущены от 3 до 6 ошибок на уровне слова, слога или буквы. Более шести ошибок допустили 2 ученика (20%).

Почти все учащиеся (8 учеников - 80%) читали текст монотонно, игнорировали знаки препинания, не понижали голос к концу предложения и не делали пауз. Были ошибки в ударении. У двух учеников (20%) выразительность текста была лучше, они выделяли конец предложения паузой, допустили единичные ошибки в ударении.

После прочтения текста 4 ученика (40%) смогли частично пересказать прочитанное, но упускали смысловые звенья. Возможно, это было связано с частичным пониманием некоторых приставочных глаголов. У остальных (6 учеников – 60%) пересказ был в виде нескольких простых предложений или только в виде ответов на вопросы, которые задавал педагог.

Проведённое исследование чтения выявило следующие особенности у младших школьников с ОНР: навык чтения, сформировался на слоговом уровне и находится на стадии становления целостных приёмов восприятия (по Р.И. Лалаевой).

Ошибки при чтении были допущены как специфические, так и интонационные, имелись ошибки в ударении у всех школьников. Однако у большинства было менее 6 ошибок (80%). Встречались такие ошибки как, замены букв, опущение окончаний слов. Хуже всего (80%) ученики показали выразительность текста, отсутствовало понижение голоса к концу предложения, не было пауз на конце предложения. Школьники игнорировали знаки препинания. Часто ученики сбивались со строки, перескакивали на следующую строку или теряли её.

Также в группе низкий уровень понимания текста (60%). Дети могли воспроизвести прочитанное только с помощью вопросов, а некоторые, даже с помощью вопроса искажали  или выпускали смысловые звенья. Поэтому мы можем сделать вывод, что школьники не только делают ошибки при чтении, но и частично понимают прочитанное. Средний балл группы по чтению составил 2,6 балла – средний уровень.

Таким образом, у младших школьников с ОНР IV уровня больше страдает способ чтения, выразительность и понимание прочитанного. Трудности понимания были вызваны ошибками слуховой дифференциации, зрительного восприятия и недоразвитием анализа и синтеза. Поэтому прочитанные слова звучат не так, как звучит обычная речь и не узнаются, не осмысливаются в нужной мере. Так как имелись трудности в способе и понимании текста, то отсутствовала «смысловая догадка», следовательно, и нарушения выразительности при чтении.

Изучение чтения показало, что нарушения звукопроизношения, фонематических процессов и трудности в установлении синтаксических связей, замедляют процесс освоения чтения у младших школьников с ОНР IV уровня.

Были сделаны следующие выводы: 1. из-за несформированности речи  младших школьников страдает понимание текста. 2. из-за несовершенств зрительного восприятия нарушается прогнозирование содержания и способ чтения. 3. из-за частичного понимания текста нарушается его интонационная составляющая.

 

 

Список литературы.

 

  1. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. РСФСР. Москва, 1953.
  2. Бурдукова А.В. Логопедическая работа по формированию зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Сборник: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. 2018. С. 403-405.
  3. Кубасов А.В. Эстетическое воспитание и выразительность чтения как теоретическая и учебная проблема // Специальное образование. 2011. №2. С. 5-10.
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
  5. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. Пособие для студентов. С. 34.
  6. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  8. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2008. – 128.
  9. Репина З.А., Ларина Е.А., Седова А.М. Теоретическое обоснование проблемы влияния несформированности интонациооной стороны речи на усвоение навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2010. №4. С 27-35.
  10. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников:Анализ речевых и зрительных причин:Монография. -- СПб.:КАРО, 2007.-192с.
  11. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
  12. Шим Э.Ю. Брат и младшая сестра. Серия «Читаем по слогам». – М.: издательство Стрекоза,2005. – 12с.
  13. Lyytinen H. et al. Developmental pathways of children with and without familial risk for dyslexia during the fi rst year of life // Developmental Neuropsychology. 2002. Vol. 20. P. 535–554.
  14. Raskind WH, Peter B, Richards T, Eckert MM, Berninger VW. The genetics of reading disabilities: from phenotypes to candidate genes. Front Psychol. 2013 Jan 7;3:601. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00601. PMID: 23308072; PMCID: PMC3538356.
  15. Tyler K. Perrachione, Stephanie N. Del Tufo, Rebecca Winter, Jack Murtagh, Abigail Cyr, Patricia Chang, Kelly Halverson, Satrajit S. Ghosh, Joanna A. Christodoulou, and John D.E. Gabrieli1. Dysfunction of Rapid Neural Adaptation in Dyslexia. Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, MA 02139, USA. Perrachione et al., 2016, Neuron 92, 1383–1397 December 21, 2016 ª 2016 Elsevier Inc.