Развитие предпосылок речевого общения у неговорящих детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
Автор: Шалковская Наталья Сергеевна
«Развитие предпосылок речевого общения
у неговорящих детей младшего школьного возраста
с расстройствами аутистического спектра»
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности с целью их социальной адаптации и интеграции в общество.
Дети с УО (умственной отсталостью) являются наиболее сложной группой «аномальных» детей. На фоне глубокого нарушения всей познавательной деятельности отчётливо выступает недоразвитие речи. Большая часть умственно отсталых детей поступает в сад и школу без речи. Речь говорящих детей имеет своеобразие, которое проявляется в недоразвитии лексико – грамматического строя, нарушение звукопроизношения, сформированности смысловой стороны.
В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, оно проявляется и в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях:
1. Создание предпосылок речевого развития.
2. Развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
1. Развитие психических функций.
2. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентаций.
3. Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики.
4. Развитие импрессивной речи (восприятие, понимание речи, анализ и синтез разных комбинаций звуков речи или письменных знаков, т.е. пассивной речи).
5. Развитие экспрессивной речи (произношение звуков речи, речевые высказывания).
1. Развитие психических функций.
Первый шаг – развитие произвольного внимания.
Важно, чтобы ребёнок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Далее начинается работа с развития подражательной способности ребёнка. Нужно научить подражать действиям с предметами (мячом, кубиками), движениями рук, ног, головы.
Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Работу по развитию импрессивной базы нужно начинать с создания сенсорной базы. Важно, чтобы процесс восприятия предметов был сопряжен со словом.
В играх на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания я даю понятие об основных цветах (красный, синий, жёлтый, зелёный); форме предметов (круг, треугольник, квадрат); величине (большой, маленький).
Всё это направлено на способность узнавать и различать неречевые звуки. Часто использую музыкальные игрушки, при работе над воспроизведением ритма использую бубен, маракасы. Прошу отхлопать, отстучать по столу.
Далее идёт работа над различением высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
2. Развитие моторики, пространственных представлений и ориентации.
Развитию способствуют физминутки, речевые игры с движением. Я читаю текст, а ребёнок выполняет соответствующее движение. Это ходьба на месте, носочках, пятках, с движениями рук, прыжки, игры в мяч (ловить, катать). Сжимание предметов, в кулак, сгибание и разгибание.
Построение из кубиков домика, работа с разборными игрушками, мозаикой, составление разрезных картинок, завязывание шнурков, пальчиковую гимнастику.
3. Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.
· Здесь ведётся работа над формированием долгого выдоха с усилением воздушной струи. (Моем куклу, пена, перья).
· Формирование простейших артикуляционных движений.
Упражнения для губ: сжатие, вытягивание трубочкой, растягивание улыбку, открывание и закрывание рта, вибрация. Упражнения для языка: движение языка вперёд – назад, вправо – влево, вверх, вниз, щёлканье.
Все упражнения даются дозированно, что – бы не утомить ребёнка.
4. Развитие импрессивной речи.
Дети с умственной отсталостью имеют разный уровень развития импрессивной речи. У одних понимание обращённой речи в пределах бытовой ситуации, у других практически отсутствует.
Развитие импрессивной речи предполагает развитие понимания обращённой к ребёнку речи и проходит в несколько этапов.
1. Развитие у детей понимания простых просьб и обращений.
· Показать предметы из окружающей обстановки;
· показать близких (маму, папу – использую фото);
· Показать движения (встать, подойти, попрыгать);
· показать действие на картинке (ест, умывается, спит);
· Научить понимать вопросы Кто? Что? (Кто читает?);
· Научить понимать вопросы. Где? Куда? Откуда? На чём? (местонахождение предметов);
· Разложить предметы в нужной последовательности.
Игры «Ладушки», «Покорми мишку», «Помой куклу», «Найди свою игрушку».
2. Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи.
Игры «Поймай мяч», «Пирамидки», «Игры на детском рояле», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».
3. Формирование у детей связи между предметами, действиями и их словесным обозначением.
· Учу узнавать игрушки по словесному описанию;
· учу узнавать животных по звукоподражанию и фигуре или картинке;
· учу узнавать предметы по назначению (Чем будешь есть суп? Чистить зубы?);
4. Формирование интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиям, т.е. это стимулирование выполнения отражённых действий.
· Сделай, как я. Уложим кукол спать.
5. Развитие экспрессивной речи.
Экспрессивная речь неговорящих детей состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов – корней, основная задача логопеда – вызвать подражательную речевую деятельность.
ü Развитие у детей подражательной речевой деятельности.
Игры «Угадай, кто кричит». «Громко – тихо», «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд, самолёт» (звук у-у-у), «Лошадка», «Накорми телят» (му-у-у-у).
· Изменение силы голоса по подражанию;
· Изменение высоты голоса по подражанию (пи-пи, гаф-гаф);
· Чей пароход лучше гудит??? (на звук у-у-у-у-у);
· Успокой куклу (произношение звука а-а-а-а);
· Кто как кричит? (га-га, пи-пи, мяу);
· Игра «У мышки в мешочке»;
· Угадай, кто сказал. Сказки «Теремок», «Колобок».
Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков «а», «у», «о», «и», «э», «м», «б», «ф», «п», «в», «к», «г»; в звукоподражаниях «ау», «уа», «э-э-э», «му», «п-п-п», «ф-ф-у-у», «в-в-в», «ко-ко», «га-га», «мяу», «ой»,.
3. Обучать детей выражать свои желания словестно, однословным или двухсловным предложением.
· Назвать игрушки, предметы. Допустимо нечёткое произношение.
· Назвать предметы отражённо за педагогом, затем самостоятельно.
· Вызвать двухсложные предложения со словами « «дай», «где», «на», «вот», «тут»; «Где киса?», - «Вот киса!»; «Дай кису», - «На кису!»;
· Учить ребёнка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи: «Дай пить», «Дай ещё».
Далее идёт работа над обогащением словарного запаса и его активизации.
Все занятия логопеда с данной категорией детей проходят в игровой форме, что позволяет гибко переключать внимание ребёнка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса. (Все пособия должны быть под рукой в случае немедленной смены деятельности).
Медленно, но речь детей развивается, они начинают использовать её как средство общения.