Недоразвитие фонематического восприятия. Специфические проявления в письменной речи
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
При данном виде нарушения письменной речи, происходит нарушение слуховой дифференциации. Звукопроизношение у таких учащихся остается в пределах нормы. Это можно объяснить тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. Для правильного различения и выбора фонемы на письме, необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем анализ осуществляется во внутреннем плане, т.е. непосредственно в мыслительной деятельности ребенка. Иногда у детей с данным нарушением можно проследить неточность кинестетических образов звуков, которая не дает возможность правильно выбрать фонему и соотнести ее с буквой. Основой данного типа ошибок лежат трудности дифференциации фонем по акустико-артикуляционному сходству. В нарушении устной речи (при чтении), при неразличении данных фонем, наблюдаются замены и смешения звуков. В письме проявления несколько другие: происходит смешение букв, но не замена и это означает полное исключение из письменной речи одной из смешиваемых букв, но этого не происходит. Смешение букв на письме говорит нам о том, что ученик выделил в слове нужный звук, но обозначил его неправильно, выбрав несоответствующую букву. Такие ошибки обусловлены рядом причин:
1. Несоотнесение фонетического образа со зрительным (различие фонемы и графемы);
2. Недостаточно четкая дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
По акустико-артикуляционному принципу происходит смешение следующих фонем: парные звонкие и глухие согласные; лабиализированные гласные; сонорные; свистящие и щипящие. Африкативные фонемы смешиваются между собой и с любыми из своих составляющих.
На основе выше сказанного можно обобщить, что у детей с акустико- артикуляционной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения букв на письме (специфические ошибки).
Таблица 1.
Специфические ошибки (замены и смешения букв на письме) |
Буквы |
Звонкие – глухие согласные |
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш |
Лабиализированные гласные |
О-У, Ё-Ю, |
Соноры |
Л,М,Н,Р,Й |
Свистящие и шипящие |
С-Ш,З-Ж,СЬ,ЩЬ |
Аффрикаты и составляющие их компоненты |
Ч-Щ,Ч-Ц,Ч-ТЬ,Ц-Т,С-Ц,Ч-Ш,Ц,ТС |
Коррекционно-развивающая работа при акустико-артикуляционном нарушении письменной речи осуществляется в следующем порядке:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение звукобуквенному анализу и синтезу слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произношении с опорой на слуховое, зрительное восприятие и тактильное и кинестетическое ощущения.
4. Выделение конкретных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения, текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
6. Нужно знать и помнить, что последовательность ознакомления со звуками и буквами на коррекционных логопедических занятиях отличается от школьной программы. Коррекционно-развивающая работа опирается на порядок проявления и формирования звуков в онтогенезе:
- изучение и дифференциация гласных звуков и букв;
- изучение и дифференциация согласных звуков и букв;
- изучение и дифференциация шипящих звуков и букв;
- изучение и дифференциация аффрикативных звуков и букв;
- изучение и дифференциация сонорных звуков и букв;
Коррекционно-развивающая работа по устранению ошибок при акустико-артикуляционном нарушении письменной речи предполагает не только индивидуальную форму работы, но и групповую. Конечно, что такая последовательность в работе предполагает кропотливый, терпеливый и долговременный труд педагога. Предлагаемые ученику задания должны доводиться до полного и успешного завершения. Принцип, который сопровождает работу учителя-логопеда: мало, но правильно! На фронтальных занятиях нельзя пропустить достижения ни одного ученика, даже самого медленного. В индивидуальной логопедической работе особый акцент нужно осуществлять по отношению к отстающим учащимся. Это делается для того, чтобы в групповых формах работы ученик успевал и тянулся за более успешными детьми, и у него не возникало чувство внутреннего дискомфорта и скованности. Очень важным моментом в коррекционной логопедической работе является критическое отношение учащегося к своему дефекту. Ощущение самокритики создает положительный мотивационный настрой к занятиям, и, как следствие приводит к высоким результатам (в идеальном варианте). Конечно, правильную самокритику и положительную мотивацию помогает выработать учитель – логопед. Совместное кропотливое терпение ученика и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе, в дальнейшем покажет высокое качество письменных работ.
Еще немаловажным моментом является количество индивидуальных и групповых логопедических занятий с учащимися с нарушением письменной речи. В идеальном варианте, в графике учителя-логопеда должно быть по три индивидуальных занятия и по два групповых на каждого учащегося с речевыми проблемами. В современных образовательных учреждениях такая форма коррекционно- развивающей логопедической работы, практически невозможна. Но к этому нужно стремиться, используя возможности услуг дополнительного бюджетного образования. И чем раньше будет осуществляться консультативно-профилактическая и коррекционная деятельность, тем лучше будет результат.
Хочется отметить, что огромную роль в успешности коррекционного логопедического воздействия играют родители. Все задания, отработанные с ребенком на занятии с учителем-логопедом, должны находить подкрепление в выполнении домашних заданий, сначала под контролем родителей, а заем самостоятельно. Для качественного контроля домашних заданий и помощи ребенку в их выполнении родителями необходимы консультации, семинары-практикумы, рекомендации со стороны учителя-логопеда на постоянной основе. Только такое тесное взаимодействие, а именно, «триада» (ребенок – учитель - логопед-родитель) поможет своевременно предупредить, устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.