Современные здоровьесберегающие технологии как факторы укрепления здоровья детей на занятиях по логопедии
Автор: Терентьева Ольга Федоровна
Введение. Здоровье малышей – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наше ДОУ выбрало физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением. Педагоги общими усилиями решают задачу психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.
Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучать трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи.
В 19 веке интерес к детской речи усиливается – её исследуют, изучают, описывают не только ученые, но и известные писатели.
К. И. Чуковский – журналист, детский поэт и писатель, - еще в конце 19 века начал собирать детские слова. Известная книга « От 2 до 5» вышла в 1928 году. Воспитателям очень близки слова автора «от 2 до 5»: «Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, т.к., исследуя её, мы тем самым отрываем причудливые закономерности детского мышления».
Итак, логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Этот вывод и послужил стимулом для создания данного проекта и внедрение его на протяжении нескольких лет в нашем ДОУ.
Новизна проекта:
1. Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных логоритмических занятиях, праздниках и развлечениях.
2. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни на логопедических занятиях.
3. Новые формы взаимодействия с семьей и приобщение детей к здоровому образу жизни.
4. Активное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями, медицинским работником ДОУ.
Цель проекта: разработать и проводить логопедические занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического развития, формирования привычки к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Воспитательные задачи:
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.
Гипотеза. Развитие речи дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Этапы реализации проекта:
Этапы |
Цель |
Формы работы |
Содержание |
Сроки |
1 этап организационный |
|
|
Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы |
2008-2009 уч. год |
2 этап диагностический |
Выявление общего уровня детей, имеющие проблемы речевого развития |
Диагностирование детей при участии старшего воспитателя, медсестры. |
2010-2011 уч. год |
|
3 этап практический |
ких разработок для реализации проекта |
|
Консультации, дни открытых дверей |
2009-2010 уч. год |
4 этап обобщающий |
|
|
Анализ и обобщение полученных результатов, подведение итогов. |
2010-2011 уч. год |
Участники проекта: дети и квалифицированные воспитатели группы, медицинский работник, старший воспитатель ДОУ, заведующая ДОУ, родители.
Основная часть. Содержание и структура проекта.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации логопедических занятий и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.
1 блок. Условия.
В детском саду созданы все условия для эффективности оздоровительной работы. Физкультурно-оздоровительные и музыкальные занятия проводятся в совмещенном зале территории ДОУ.
В нем проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия кружков «Юный эколог» и «Забавушка».
Музыкальный зал хорошо освещен, имеется два выхода, регулярно убирается и проветривается.
Физкультурный зал оснащен различным спортивным инвентарем.
Минимузей «Русская горница» встречает детей обилием интересных экспонатов – это предметы быта русского народа, посуда, музыкальные инструменты, рукоделие, детали костюмов. Здесь проходят занятия по развитию речи, кружок «Забавушка», досуги. Уютная атмосфера горницы вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, поднимает их настроения, воспитывает любовь к своей родине, своему народу.
В групповых комнатах детского сада есть физкультурные, музыкальные, театральные уголки. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои творческие способности.
На территории ДОУ расположены: спортивная площадка, яма с песком для прыжков в длину, различные безопасные спортивные снаряды. Здесь проходят утренние гимнастики в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения с участием родителей.
На участках дети всегда могут поиграть в «классики», построить замок из песка. Хорошая традиция нашего сада – проводить весенние и зимние развлечения на свежем воздухе. Для этого участки украшают разноцветными флажками, воздушными шарами.