+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Важность формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста

Автор: Пашковская Ольга Владимировна

Формирование временных представлений у детей
младшего школьного возраста

Автор: Пашковская Ольга Владимировна

МБОУ СОШ №12, Обнинск

Аннотация: В этой статье автор пишет об актуальности проблемы формирования и развития временных представлений у детей.

Ключевые слова: время, временные представления, сформированность понятий «час», «сутки», «неделя», «месяц».

Тематическая рубрика: коррекционная школа, дошкольное образование, начальная школа.

Одним из основных базовых понятий в системе знаний об объективной реальности, усвоенных человеком в процессе познания  окружающего мира, является понятие времени. В течение жизни человек сталкивается с ним, учится его измерять, распределять и экономить. В современном обществе умение взаимодействовать со временем определяет успешность и качество жизни любого человека. Время не только отражает  окружающую реальность, но и незаметно организует деятельность человека.

Известно, что уже в раннем возрасте дети получают первые представления о времени: повторение режимных моментов в течение дня, смена дня и ночи, смена времен года. Несмотря на это, понятие о продолжительности и смене событий усваивается детьми с большим трудом.

Проблеме формирования у детей временных представлений посвятили свои работы как отечественные учёные: А.M. Леушина, А.А. Люблинская, Е.И. Щербакова, О.Е. Фунтикова, Р.Л. Непомнящая, С.Л. Рубинштейн,
Т.Д. Рихтерман
- так и зарубежные психологи и педагоги: П. Жане,
Ж. Пиаже, П. Фресс.

Время – величина абстрактная, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать. Такие особенности времени, как текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, относительность, сложность в  словесном  обозначении затрудняют усвоение его детьми. Ребенку сложно осознать временные категории и ориентироваться во времени, так как ему трудно представить,  как оно «работает». В связи с этим формирование временных понятий у детей  происходит очень медленно и зависит от общего умственного и речевого развития.

Формирование представлений о времени входит в курс изучения абстрактных величин, с которыми дети знакомятся в начальной школе, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НОО).

Известные учёные: М.А. Бантова, В.Г. Бельтюкова, Г.М. Капустина, М.И.Моро, М.Н. Перова, Д.В. Клименченко, О. Комар, E.H. Тальянова,
A.B. Тихоненко, С.Н. Шабалин, Я.А. Шор
- занимались исследованием развития и формирования математических представлений у детей и отмечали, что у младших школьников наблюдается смешение временных рамок, временных понятий, отсутствует точное речевое обозначение категорий времени.

Таким образом, вопросы формирования временных представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи приобретают особую остроту, так как уровень сформированности временных представлений становится важнейшей  предпосылкой  к обучению чтению, письму и счету.

Восприятие времени – субъективное отражение в сознании человека о длительности, скорости протекания и последовательности реальных событий и явлений.

Человек воспринимает время через различные формы его отражения. Восприятие времени характеризуется разнообразными аспектами и имеет различные формы отражения. Наиболее простыми формами являются процессы восприятия продолжительности последовательности, основой которых являются ритмические явления, известные как «биологические часы». В их число входят ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований, а также циклические явления, к которым относятся биение сердца, ритм дыхания, а длительные интервалы, представленные ритмом смены сна и бодрствования, появлением голода.

Все описанные условия находятся в основе наиболее простых непосредственных оценок времени. Способность «оценивать», «отмеривать» и ориентироваться во времени еще называют «чувством времени».

Более сложные формы отражения времени, основываются на выработанных человеком эталонных оценках времени. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференциации промежутков времени на основе деятельности многих анализаторов и образовании условных рефлексов на время.

А.А. Люблинская выделила этапы развития восприятия времени детьми дошкольного возраста.

1 этап (0 - 2 года). Дети воспринимают время через чувственные ощущения, этот опыт связан с повторяющимися режимными моментами дня ребенка.

2 этап (2 - 4 года). Дети пытаются включить в свою речь некоторые временные понятия. Но им еще сложно осознать формы прошлого и будущего, а также дифференцировать относительные временные наречия («сначала», «потом», «вчера», «завтра», «скоро», «давно»). Дети 2-4 лет ориентируются во времени через собственную деятельность, исходя из своего жизненного опыта. Они опираются на яркие события и явления своей жизни. Если их жизнь подчинена определенному режиму, то они легко выделяют утро («мы ещё не завтракали»), вечер («за нами скоро придут»), ночь («все спят»). Вскоре к этим показателям добавляются и более объективные природные явления. В речи ребенка появляются глаголы прошедшего и будущего времени.

3 этап (4 - 6 лет). Дети используют временные понятия, но еще не могут понять длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям.

4 этап (после 6 лет). Дети ориентируются по общепринятым эталонам времени (по часам).

А.А. Люблинская в своих работах отмечала, что дети очень долго не понимают то, что время движется и «вращается» вне зависимости от действий и желания людей. Поэтому А.А. Люблинская утверждает, что даже если ребенок правильно использует временные термины, то не всегда он четко понимает логику временных событий и отношений.

Т.Д. Рихтерман установила, что определить, когда у детей возникает интерес ко времени, можно по их вопросам. Много вопросов возникает у детей в начале 5 года жизни. В её исследовании приняло участие 66 детей и по его результатам Т.Д. Рихтерман создала классификацию вопросов.

В основу классификации легли мотивация вопроса и его содержание, а также интерес ребенка.

1.                Вопросы, подкрепленные эмоциональным интересом. Интерес направлен на событие, явление, объект: «Когда наступит лето? Я хочу ягоды собирать».

2.                Вопросы, подкрепленные эмоциональным интересом. Интерес направлен собственно на время: «После субботы будет воскресенье? – Да. – И ты сказала, мы в гости поедем?».

3.                Вопросы, подкрепленные познавательным интересом. Интерес относительного характера развития явлений: «А что будет, если варить яйца 5 минут? А если дольше?», «Когда солнце погаснет?», «Кто раньше родился, ты или я?», «Я буду еще маленький?», «Земля всегда была? Даже когда никакие люди не родились?».

4.                Вопросы, подкрепленные познавательным интересом. Интерес направлен на познание самого времени: «Сегодня – это завтра, а теперь сегодня?».

5.                Вопросы, подкрепленные познавательным интересом. Интерес, характеризующийся стремлением ребенка проникнуть в сущность явления: «Отчего, когда день кончается, день наступает?»

У времени нет наглядных форм, оно воспринимается опосредованно, через движение или какую-либо деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.

Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век – это единицы времени, которые представляют собой систему временных эталонов, которую легко представить в виде цепи, где каждое звено складывается из предыдущих звеньев и служит основанием для построения последующих.

Окружающая среда ребенка, богата разнообразной временной информацией, которая представлена временными эталонами. Временные эталоны – это система фиксированных в общественном опыте представлений и свойств времени. Временные эталоны условно можно разделить на временные понятия, лексические и лексико-грамматические средства выражения временных отношений.

Поступая в школу из дошкольного учреждения, дети должны знать эталоны времени, уметь устанавливать временные отношения. В ходе дальнейшего обучения, первоклассник должен научиться понимать логику и последовательность событий, а также причинно-следственных связей между ними. Все это поможет ребенку научиться использовать сложные речевые конструкции, отражающие временные понятия и характеристики. В связи с этим очень важно знакомить ребенка с единицами времени последовательно и в системе «от простого к сложному».   

Временные представления у детей, как правило, имеют неполный и обрывистый характер, а занятия, проводимые с дошкольниками и школьниками, происходят не как отдельные тематические уроки, а в качестве дополнительных на основных уроках (окружающий мир, русская речь, математика).

В связи с этим необходимо проводить формирование понятий о времени своевременно, так как сформированность временных представлений - это не самоцель, а одна из составляющих формирования базового школьного компонента, поскольку умение ориентироваться во времени - важнейшая предпосылка становления всех видов детской деятельности.

 

Список литературы

1.       Бантова, М.А. Изучение  величин в начальной школе. – Начальная школа, 1979г.

2.       Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирова­ние представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Под ред.
О.В. Защиринской. – СПб., 2006г.

3.       Левина, Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. - [Сборник статей] / Акад. пед. наук РСФСР ; Под. ред. [и с предисл.] Р. Е. Левиной. – М.,: Просвещение, 1965г.

4.       Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977г.

5.       Рыжикова, Д.С. Развитие временных представлений у младших школьни­ков: Методическое пособие/ Д.С. Рыжикова. – М.: ТД Сфера, 2015г.

6.       Тарабарина, Т.Д. Детям о времени: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.Д. Тарабарина, Е.И. Соколова – Яр.: Академия развития, 1996г.

7.       Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения в 6 т. – Т. 5. / Сост.
С. Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990г.

8.       Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004г.

9.               Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения/ Л.С. Цветкова. М.: Астрель, 2000г.

10.  Элькин, Д.Г. Восприятие времени/Д.Г. Элькин. – М.: Изд–во АПН РСФСР, 1962г.