+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей раннего возраста с ДЦП

Автор: Пермякова Елена Эдуардовна

Краткое описание работы
Коррекционная работа с детьми раннего возраста имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.

Коррекционная работа по формированию мелкой моторики рук у детей раннего возраста с ДЦП.

 Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание нервной системы. Дети страдающие детским церебральным параличом имеют множественные нарушения, среди которых ведущими являются двигательные расстройства.

  У детей, страдающих детским церебральным параличом, можно наблюдать уже в первые месяцы их жизни задержку  в развитии. В первый год жизни детей с ДЦП отмечается сильное отставание в развитии двигательных функций. Им тяжело удерживать голову в положениях лёжа на животе и на руках у взрослого, не могут свободно её поворачивать и разглядывать окружающее пространство. Они не в состоянии менять положение своего тела, переворачиваться, подползать к предметам, самостоятельно сидеть, что значительно сказывается на развитии их познавательной деятельности. Общий мышечный тонус у таких детей патологически изменён, в большинстве случаев с тенденцией к повышению.

У детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, недостаточность зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности. Кисти рук зачастую сжаты в кулаки, отведение большого  пальца резко ограничено, так же как и его сгибание и разгибание, что значительно затрудняет захват игрушек. Дети удерживают вложенную в руку игрушку, но при этом они не пытаются совершать с ней манипуляций, не рассматривают её, не ощупывают, не тянут в рот.  Из-за неловкости  движений ребёнка игрушки часто падают на пол, при этом дети не прослеживают взглядом упавшую игрушку.

   Формирование движений кисти тесно связано с развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Стимулируя функцию кисти, особое внимание следует уделять противопоставлению большого пальца, правильному хватанию, изолированным движениям пальцев.

   Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук , необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей.

Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения).

Так же необходимо проводить массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

 

- Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки, лучезапястного, локтевого и плечевого суставов.

- Круговые повороты кисти.

- Отведение – привидение кисти (вправо-влево).

- Спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию.

- Вращение пальцев кисти (отдельно каждого).

- Сгибание пальцев в кулачок (первый сверху), затем каждый пальчик разгибается отдельно.

- Поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон.

- Круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка.

   При коррекционной работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук:

- развитие опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче;

-развитие функции хватания. Вначале взрослый сам вкладывает предмет в руку ребенка, побуждая рассматривать, ощупывать, удерживать. Предметы должны быть разные по форме и фактуре. Далее взрослый привлекает внимание ребенка ярким предметом, побуждая дотягиваться и захватывать его. Так же ребенку предлагают схватить предмет находясь в разных положениях: лежа на животе, лежа на спине, в горизонтальном положении;

-развитие отпускания предмета. У детей зачастую затруднен не только захват, но и отпускание предмета. Разжимание кисти облегчается потряхиванием, поворотом руки ладонью вверх, а также проведением рукой по шероховатой поверхности;

-для  стимуляции изолированных движений  указательного пальца  используют упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, игры с  пластилином;

-для развития захвата предметов  двумя пальцами  полезны: собирание предметов разной величины (сначала крупных, затем мелких), протягивание шнурка в отверстия, нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями,  работа с мозаикой.