Значение проессов саморегуляции и самоконтроля в формировании в письменной речи ребенка
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
В последнее время количество учащихся младших классов, которым рекомендуют занятия с учителем-логопедом резко увеличивается. В основном, данные рекомендации получают ученики в письменных работах которых обнаруживается большое количество ошибок. С чем связана проблема и почему нельзя скорректировать ее в условиях общеобразовательной школы, попробуем ответить на данные вопросы.
Напомним, что под нарушением письменной речи (дисграфия) в логопедии принято понимать частичное расстройства процессов письменной речи, часто не связанное с умственными возможностями учащегося. Проявления диграфических ошибок бывают разными, но главная их особенность – стойкое проявление в письменных работах. Существует несколько классификаций нарушений письменной речи учащихся и описание дисграфических проявлений, связанных с ними.
Учителю-логопеду, работающему с детьми школьного возраста, не составляет труда определить вид дисграфии и построить индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Но встречаются случаи, когда у ученика огромное количество ошибок и при этом не прослеживается стойкость и специфичность их проявления. Иными словами, ошибки в письменных работах каждый раз разные, читает ребенок без ошибок и уровень развития не отстает от возрастной нормы. Что делать в этом случае? Данные проявления также можно считать специфическими и определить термином регуляторного нарушения письменной речи. Регуляторное нарушение письменной речи – это частичное специфическое нарушение процессов письма, которое обусловлено несформированностью функций головного мозга, отвечающих за процессы программирования, регуляции и контроля. Нарушение письменной речи, связанное с недостаточным развитием произвольного внимания, является серьезной проблемой и становится препятствием в освоении учебного материала. Ученику трудно сосредоточить внимание, удержать словесную инструкцию и следовать указанию учителя. Получается, что при такой многозадачности учащийся включает программу упрощения мыслительной деятельности, проявляется это в игнорировании предлагаемых правил, проявлениях инертности и импульсивности. Все описанные проявления приводят к низким результатам учебной деятельности, а также к неудовлетворительным поведенческим процессам.
Стоит выделить специфические стойкие ошибки данного нарушения:
1. Застревание в написании одной буквы или слоге (персеверация).
2. Упрощение слоговой структуры графемы, слова и предложения.
3. Слияние двух и более слов в единое целое (контаминации).
4. Забегание, догадывание, уподобление одного слога другому (антипации).
5. Отсутствие границ в написании предложений.
6. Проявление орфографических ошибок при полном знании правил.
Что делать, когда проблема определена? В первую очередь, необходимо донести до родителей значимость комплексного коррекционного воздействия на ребенка. Комплексность – это не только репетитор по русскому языку или учитель – логопед, более объемная работа со стороны врачей, психологов, учителей-логопедов и педагогов, но и подкрепление полученных результатов дома, со стороны родителей.
Какие специалисты должны участвовать в коррекционном процессе, если у ребенка обнаружились ошибки в письменных работах регуляторного характера:
1. Невролог, определяет уровень нейропсихического состояния и корректирует проблемы, связанные с ним.
2. Нейропсихолог, определяет уровень развития познавательной деятельности (психические процессы) и эмоционально – волевой сферы.
3. Учитель – логопед, проводит диагностику состояния речевых процессов (фонематическое развитие, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, процессы письма и чтения).
4. Учитель начальных классов, помогает в освоении учебного материала в условиях класса.
5. Родители, принимают и понимают проблему ребенка и готовы участвовать в коррекционном процессе.
Только при соблюдении вышеуказанных манипуляций коррекционная работа будет эффективной.
Важно помнить о том, что учащиеся, у которых наблюдаются проблемы в освоении учебного материала, связанные с регуляторной несформированностью, имеют достаточно высокие компенсаторные возможности. Для развития и поддержания компенсаторных механизмов нужно соблюдать следующие условия:
1. Обеспечить эмоционально ровный фон, в некоторых случаях не помешает полная нейтральность со стороны окружающих близких людей.
2. Отсутствие чрезмерных эмоциональных нагрузок, особенно в начале коррекционного воздействия.
3. Построение четких режимных моментов, особое внимание уделить времени для сна.
4. Поддержка медикаментозными препаратами.
5. Разработка индивидуального коррекционно- развивающего маршрута со стороны образовательного учреждения.
6. Обеспечение полноценной нейропсихологической помощью.
7. Включение в образовательный и коррекционный процесс родителей.
В заключении, надо сказать, что проявления любых дисграфических проявлений можно предотвратить до начала школьного обучения. Своевременное обращение к детским специалистам, если родители заметили, что их ребенок отличается от сверстников или, когда педагоги, работающие с ребенком, рекомендуют посетить консультацию того или иного специалиста, всегда полезно. Если даже проблема определена, лучше начинать коррекционную работу раньше и к началу школьного обучения полностью от нее уйти. Лучшая профилактическая помощь – это любовь, постоянное общение с своим ребенком, а также ответственность за его здоровье и развитие.