+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Диагностика речевых нарушений

Автор: Усольцева Елена Сергеевна

Одной из актуальных проблем для школьного обучения является проблема нарушений письменной речи у младших школьников – поскольку и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися. И от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития, во многом зависит эффективность логопедической работы.

Логопедические занятия, отвечают всем современным требованиям, опираясь на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, в области образования, строится в соответствии с ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, способствуют решению задач, поставленных в законе и значимых, в частности, для коррекционной педагогики, в т.ч.:

· оказание логопедической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению (ст. 42, п.2.4)

·  проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения (ст. 42, п.5).

Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики коррекционной работы.

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается множеством современных исследований, многообразием подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников, созданием авторских методик диагностики.

Экскурс в исторический аспект проблемы показал, что педагогическая диагностика проводится с незапамятных времен, однако в самостоятельную науку она выделилась лишь во второй половине XX века.

Сам термин «диагностика» употребляется в различных областях знаний: медицине, технике, психологии, практической педагогике, но смысл его различен.

Педагогическая диагностика призвана: во-первых, оптимизировать процесс обучения; во-вторых, определить результаты обучения, поле прогноза; в-третьих, свести к минимуму диагностические ошибки.

Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятностный прогноз.

Долгое время педагогическая диагностика осуществлялась преимущественно традиционными методами опроса и анализа контрольных заданий, применялось анкетирование. С появлением тестов, определяющих уровень умственного и физического развития ребенка, последовало их активное внедрение. Использовались тесты, определяющие подготовленность ребенка к занятиям в школе, тесты по диагностике навыков чтения, правописания и развития интеллекта. Долгое время тесты публиковались и распространялись без всякой системы.

Первоначально система коррекционной педагогики и здравоохранения в отношении детей с нарушениями речи базировалась на патологоцентрической парадигме: основное внимание уделялось патологии, а не ребенку как индивидуальности, столкнувшейся с теми или иными проблемами на пути своего развития. Современный подход к диагностике и исправлению речевых нарушений у детей связан с комплексным изучением специфики тех или иных отклонений в их развитии и адекватным подбором коррекционных методик, ориентированных прежде всего на личность ребенка с учетом его компенсаторных возможностей.

В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов.