Взаимодействие учителя логопеда со специалистами доу в выявлении и коррекции дизартрии у дошкольников
Автор: Соловьева Ирина Александровна
Взаимодействие учителя логопеда со специалистами доу в выявлении и коррекции дизартрии у дошкольников.
Соловьева Ирина Александровна,
учитель – логопед МБДОУ детский сад «Радуга»
г. Мариинский Посад Чувашской Республики
Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физической культуре в детском образовательном учреждении является ключевым аспектом в выявлении и коррекции дизартрии у дошкольников. Дизартрия — это расстройство речи, вызванное нарушением функционирования мышц, необходимых для артикуляции, что может значительно затруднять коммуникацию ребёнка.
Совместная работа логопеда и инструктора позволит не только выявить детей с подобными нарушениями, но и разработать комплексные стратегии для их коррекции. Логопед проводит диагностику речевого развития, выявляя специфические проблемы и назначая индивидуальные занятия. Инструктор, в свою очередь, может внедрять в образовательный процесс физические упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, что в свою очередь положительно сказывается на артикуляционных навыках.
Таким образом, интеграция физической активности и логопедической работы способствует всестороннему развитию ребёнка и созданию комфортной образовательной среды, где каждый дошкольник получает возможность развиваться в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями. Эффективное взаимодействие этих специалистов — залог успешной коррекции дизартрии и улучшения качества жизни детей с речевыми нарушениями.
Основное внимание уделяется индивидуализации подходов, что позволяет учитывать особенности каждого ребенка. Исследования также подчеркивают важность ранней диагностики и вовлечения родителей в процесс коррекции, что придаёт дополнительную мотивацию и поддержку. Таким образом, структурно-содержательные аспекты проблемы дизартрии остаются в центре внимания специалистов, обеспечивая обоснование для дальнейших исследований и практических рекомендаций в сфере коррекционной работы.
Анализ статей ведущих специалистов, таких как А. И. Слезняк, Н. В. Рязанцева и Л. С. Выготский, показал, что эффективное взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре необходимо выстраивать на базе взаимных знаний и умений. Первое условие успешной работы заключается в создании общего образовательного пространства, где оба специалиста будут активно делиться опытом и методологическими подходами. Второе условие связано с регулярной рефлексией и анализом процессов коррекции, что позволит вовремя вносить изменения в взаимодействие.
Принимая во внимание результаты диагностики, проведенной в начале учебного года, удается выделить ключевые направления для дальнейшей работы: развитие мышечной координации, артикуляционная гимнастика и интеграция игровых методик. Обсуждение результатов в формате педагогического консилиума способствует возникновению конструктивного диалога, что в свою очередь помогает корректировать планы работы.
В ходе совместной работы с дошкольниками на основе артикуляционных проб по материалам Л.В.Лопатиной, мы смогли провести тестирование, результаты которого подтвердили гипотезу о взаимовлиянии логопедических и физических упражнений. Знакомьтесь с тестами, которые могут помочь выявить минимальную дизартрию. (см. приложение).
Таким образом нами было проведено тестирование старших дошкольников в количестве 20 человек. В результате было выявлено 6 детей с дизартрическим компонентом. Из них 5 мальчиков и одна девочка. Составлен индивидуальный образовательный маршрут с учетом их специфических потребностей. Это позволяет каждому из них получить специализированную поддержку, необходимую для развития речевых навыков.
Индивидуальные маршруты включают регулярные занятия с логопедом, а также специальные игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений. Совместные усилия помогут создать благоприятную атмосферу для обучения и максимального раскрытия потенциала детей.
Кроме того, в рамках программы планируется использование различных методик, таких как аква-терапия, игры с песком, что позволит не только развивать речь, но и улучшать эмоциональное состояние детей. Такой комплексный подход способствует не только речевому развитию, но и социальной адаптации, что является важным аспектом дошкольного образования.
Ожидаем положительные результаты от внедрения индивидуальных образовательных маршрутов, что поможет детям не только научиться лучше выражать свои мысли, но и укрепить уверенность в себе в общении с окружающими.
Результат тестирования дошкольников
Имя реб. |
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
Тест 4 |
Тест 5 |
Тест 6 |
Тест 7 |
Результ. |
Примеч. |
Ф.А |
- |
V |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
16 |
проверить |
В.Т |
+ |
+ |
+ |
+ |
V |
+ |
+ |
20 |
N |
С.Ф |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
21 |
N |
К.И |
+ |
V |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
20 |
N |
Т.Ш |
- |
- |
- |
V |
- |
- |
- |
8 |
дизартрия |
К.С |
- |
V |
V |
V |
V |
+ |
+ |
15 |
проверить |
К.И |
+ |
V |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
16 |
проверить |
П.Ф |
- |
- |
+ |
V |
V |
V |
- |
10 |
дизартрия |
Я.С |
+ |
V |
+ |
V |
|