+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Взаимодействие учителя логопеда со специалистами доу в выявлении и коррекции дизартрии у дошкольников

Автор: Соловьева Ирина Александровна

Взаимодействие учителя логопеда со специалистами доу в выявлении и коррекции дизартрии у дошкольников.

Соловьева Ирина Александровна,

учитель – логопед МБДОУ детский сад «Радуга»

г. Мариинский Посад Чувашской Республики

 

Взаимодействие учителя логопеда и инструктора по физической культуре в детском образовательном учреждении является ключевым аспектом в выявлении и коррекции дизартрии у дошкольников. Дизартрия — это расстройство речи, вызванное нарушением функционирования мышц, необходимых для артикуляции, что может значительно затруднять коммуникацию ребёнка.

Совместная работа логопеда и инструктора позволит не только выявить детей с подобными нарушениями, но и разработать комплексные стратегии для их коррекции. Логопед проводит диагностику речевого развития, выявляя специфические проблемы и назначая индивидуальные занятия. Инструктор, в свою очередь, может внедрять в образовательный процесс физические упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, что в свою очередь положительно сказывается на артикуляционных навыках.

Таким образом, интеграция физической активности и логопедической работы способствует всестороннему развитию ребёнка и созданию комфортной образовательной среды, где каждый дошкольник получает возможность развиваться в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями. Эффективное взаимодействие этих специалистов — залог успешной коррекции дизартрии и улучшения качества жизни детей с речевыми нарушениями.

Основное внимание уделяется индивидуализации подходов, что позволяет учитывать особенности каждого ребенка. Исследования также подчеркивают важность ранней диагностики и вовлечения родителей в процесс коррекции, что придаёт дополнительную мотивацию и поддержку. Таким образом, структурно-содержательные аспекты проблемы дизартрии остаются в центре внимания специалистов, обеспечивая обоснование для дальнейших исследований и практических рекомендаций в сфере коррекционной работы.

Анализ статей ведущих специалистов, таких как А. И. Слезняк, Н. В. Рязанцева и Л. С. Выготский, показал, что эффективное взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре необходимо выстраивать на базе взаимных знаний и умений. Первое условие успешной работы заключается в создании общего образовательного пространства, где оба специалиста будут активно делиться опытом и методологическими подходами. Второе условие связано с регулярной рефлексией и анализом процессов коррекции, что позволит вовремя вносить изменения в взаимодействие.

Принимая во внимание результаты диагностики, проведенной в начале учебного года, удается выделить ключевые направления для дальнейшей работы: развитие мышечной координации, артикуляционная гимнастика и интеграция игровых методик. Обсуждение результатов в формате педагогического консилиума способствует возникновению конструктивного диалога, что в свою очередь помогает корректировать планы работы.

В ходе совместной работы с дошкольниками на основе артикуляционных проб по материалам Л.В.Лопатиной, мы смогли провести тестирование, результаты которого подтвердили гипотезу о взаимовлиянии логопедических и физических упражнений. Знакомьтесь с тестами, которые могут помочь выявить минимальную дизартрию. (см. приложение).

Таким образом нами было проведено тестирование старших дошкольников в количестве 20 человек. В результате было выявлено 6 детей с дизартрическим компонентом. Из них 5 мальчиков и одна девочка. Составлен индивидуальный образовательный маршрут с учетом их специфических потребностей. Это позволяет каждому из них получить специализированную поддержку, необходимую для развития речевых навыков.

Индивидуальные маршруты включают регулярные занятия с логопедом, а также специальные игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений. Совместные усилия помогут создать благоприятную атмосферу для обучения и максимального раскрытия потенциала детей.

Кроме того, в рамках программы планируется использование различных методик, таких как аква-терапия, игры с песком, что позволит не только развивать речь, но и улучшать эмоциональное состояние детей. Такой комплексный подход способствует не только речевому развитию, но и социальной адаптации, что является важным аспектом дошкольного образования.

Ожидаем положительные результаты от внедрения индивидуальных образовательных маршрутов, что поможет детям не только научиться лучше выражать свои мысли, но и укрепить уверенность в себе в общении с окружающими.

Результат тестирования дошкольников

Имя реб.

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

Тест 5

Тест 6

Тест 7

Результ.

Примеч.

Ф.А

-

V

+

+

+

-

+

16

проверить

В.Т

+

+

+

+

V

+

+

20

N

С.Ф

+

+

+

+

+

+

+

21

N

К.И

+

V

+

+

+

+

+

20

N

Т.Ш

-

-

-

V

-

-

-

8

дизартрия

К.С

-

V

V

V

V

+

+

15

проверить

К.И

+

V

+

+

-

+

+

16

проверить

П.Ф

-

-

+

V

V

V

-

10

дизартрия

Я.С

+

V

+

V