Конспект ООД по обучению грамоте "Как карандаш ручку потерял" для детей подготовительной группы с ОНР
Автор: Полшкова Ирина Тимофеевна
Конспект организованной образовательной деятельности
по ОО «Речевое развитие» (обучение грамоте)
"Как карандаш ручку потерял".
в подготовительной логопедической группе ОНР
Образовательная область: Речевое развитие
Задачи:
Коррекционно- образовательные: дать понятие о механизме образования звуков ( с- ш) с опорой на различные виды контроля. Продолжать расширять словарный запас.
Коррекционно- развивающие: развитие фонематического восприятия ( дифференциация звуков (с-ш), речевого слуха, артикуляционной и тонкой моторики.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать у детей навыки самоконтроля речи, навыки сотрудничества, активности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки со звуками (с- ш). ручки, тетради, карточки "буквы спрятались", муляж карандаша.
Ход образовательной деятельности.
1. Огр. момент.
- Посмотрите, кто это пришел к нам в гости? ( карандаш).
Что с ним случилось? Почему он грустный? (ответы детей).
Карандаш говорит, что он потерял подружку. Она всегда была рядом на столе, а сегодня пропала. Как вы думаете, кого он потерял? (ответы детей).
Карандаш хочет загадать вам загадку. Если вы её отгадаете, то узнаете, что потерял карандаш:
Длинная ножка
В заостренном сапожке
Быстро бежит по ровной дорожке.
Её следы - ваши труды. ( ручка).
Поможем карандашу найти свою подружку? Как вы думаете , куда могла пропасть ручка? А вы бросаете свои ручки? Они могут потеряться? ( ответы детей).
Дети, и ваши ручки потерялись. Скажите, а ручка вещь полезная? Проверьте свои пеналы. Дети, ручки обиделись на вас и ушли, как же вернуть их? (ответы детей). Давайте вести себя как будущие первоклассники. Может, ручки услышат нас и поймут, что они нам нужны и вернуться?
2. Упражнения по развитию произношения звуков.
- Игра "насос". Накачаем шину: С-С-С-С-Ш-Ш-Ш. Эти два звука мы будем различать
.
3. Акустико- артикуляционный образ звука. Дайте характеристику звука (С) и (Ш). ( ответы детей).
4. Игра "Собери не ошибись". Отобрать картинки со звуком (С) и (Ш) и определить место звука в слове, разделить на слоги.
5. Развитие фонематического слуха. Придумать слова с заданными звуками.
6. Игра " Замени звук". Замени первый звук на (Ш).
тапка-шапка, чашка-шашка, споры-шпоры, маг- шаг,
замени первый звук на звук (С).
мало- сало, лайка-сайка, топка- сопка, мода- сода
7. Физ. минутка: речь с движением.
Мы сейчас все дружно встанем
И немножко отдохнем.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок.
А теперь бегом в припрыжку,
Молодцы вы, ребятишки.
8. Работа в тетрадях:
Напомнить правила поведения во время письма. Записать и выполнить схемы слов. Заменить (С) на (Ш).
сайка- шайка, стык- штык, сок- шок, марс- марш, вас- ваш, скала- шкала.
9. Дидактическое упражнение "Узнай и дорисуй".
Ручка спрятала буквы в геометрические фигуры. Если вы у меня действительно научились писать, то без труда найдете буквы. Напишите в геометрических фигурах.
10. Работа по развитию дыхания и силы голоса.
Повторите за мной скороговорку: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
( шепотом, громко, еще громче).
11. игра "буквы рассыпались".
12. Итог образовательной деятельности:
а теперь наведем порядок на рабочих местах. Посмотрите наши ручки вернулись , да не одни и с подружкой карандаша. Они поняли, что вы будете относиться к ним бережно, не ломать, не грызть. Ручка дарит вам слова. Соберите из букв слово " МОЛОДЦЫ".