Конспект ООД для детей средней группы с ОНР "Осень. Деревья
Автор: Ерёменко Валентина Викторовна
ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ
Задачи:
Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи.
Активизация речевой деятельности. Развитие диалогического общения, зрительного, слухового внимания, мышления, длительного выдоха, артикуляционной, общей и тонкой моторики.
Воспитание положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
Натуральные и бумажные листья клёна, берёзы, рябины, дуба, каштана, предметные изображения соответствующих деревьев, мяч, лист раскраски «листья», цветные карандаши,
Предварительная работа:
Разучивание физминутки: «листья», артикуляционных упражнений. Рассматривание деревьев и листьев, сбор осенних листьев и плодов деревьев.
Индивидуальная работа:
ХОД ЗАНЯТИЯ .
Организационный момент. (развитие зрительного внимания, положительной установки на участие в занятии)
Логопед приглашает детей в группу, где на полу лежат осенние листья.
Посмотрите, какое время года к нам пришло? Как вы догадались? Выберите жёлтые берёзовые листочки.
2. дыхательная гимнастика «Осенние листочки» (воспитание правильного физиологического дыхания. Развитие глубокого вдоха и длительного выдоха)
А теперь положим листок на ладошку и попробуем его сдуть. Дуть надо сильно и долго, не надувая щёк. (дети выполняют задание)
3. Чтение стихотворения «На что похожи листья» (развитие речевого слуха, ассоциативного мышления)
На мою ладошку лист похож у клёна, логопед выкладывает на наборное Осенью оранжевый, летом он зелёный, полотно соответствующие листья
Словно пёрышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья как монеты,
У каштана – словно опахала.
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало.
4. игра: «Разноцветные листья» (развитие умения различать листья разных деревьев, согласование существительных с прилагательными, образование относительных прилагательных)
Вы прослушали стихотворение. О каких листьях в нём говорится? Какой лист похож на ладошку? Какого он цвета? Как называется? (кленовый)
Я добавлю ещё несколько листьев клёна. Какие они? (красные, кленовые)
(то же о листьях берёзы, рябины, осины, каштана)
5. Игра «Чего не стало» (развитие зрительного внимания, памяти)
Посмотрите на наши листочки, запомните их
(логопед убирает 1 карточку, дети угадывают, какую. Постепенно убирают все.)
Какие листья были?
6.) Физминутка «Листья» (согласование речи с движением)
А теперь представьте, что вы превратились в листочки. Листики, летите ко мне!
Листья осенние тихо кружатся кружиться на месте, руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся присесть
И под ногами шуршат-шелестят движения рук внизу вправо-влево
Будто опять закружиться хотят. Кружиться на месте
7.) игра с мячом: «Скажи ласково» (развитие ловкости, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть вам дерево, а вы а вы ловить и называть его ласково.
Дуб – дубок
Ёлка – ёлочка
Берёза –
Рябина –
Осина –
Каштан -
8. Раскраска «Листья» (развитие тонкой моторики)
Садитесь правильно и посмотрите на картинку. Какие листья вы видите? Какой лист самый большой? Какой лист нарисован выше всех, ниже всех?
Какими листья становятся осенью? Раскрасьте кленовый лист красным цветом? Покажите его. Какого он будет цвета?
А остальные листья вы раскрасите вечером.
9. игра: «Когда это бывает?» (развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления)
А теперь послушайте стихотворение и скажите, когда это бывает.
Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад.
Тучи ветер носит,
Потому что это… (осень)
В чистом небе солнце светит ярко
Можно искупаться: очень жарко.
Нравится мне время года это.
Угадали? Ну конечно… (лето)
10. Итог занятия
О чём мы с вами сегодня разговаривали?
В какие игры вам понравилось играть сегодня?
(логопед задаёт вопрос каждому ребёнку)