Развитие процессов слушания и говорения у учащихся младшего школьного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Речевой запас ребенка перед началом школьного обучения характеризуется большим объемом слов (около 5-6 тысяч слов) и грамматически правильным употреблением речевых единиц (спряжение, склонения, падежные конструкции). Дети проявляют интерес к родному языку: читают рассказы, складывают небольшие стихи, сочиняют сказки, придумывают фантастические истории, пересказывают в развернутом высказывании реальные ситуации.
В младших классах, дети в процессе обучения начинают получать новые знания и усваивают специальные слова, относящиеся к тому или иному предмету, происходит зарождение учебно-научного стиля монологического высказывания. Можно наблюдать некоторое «торможение» собственной эмоциональной речи младшего школьника, она становится менее интонационно окрашенной, уходит детская спонтанность и раскованность. Речевое высказывание приобретает трафаретный характер, поэтому очень важно поддерживать интерес младшего школьника к собственному речевому высказыванию, а для этого необходимо, чтобы ребенок продолжал читать вслух самостоятельно, слушал чтение других и пересказывал вслух прочитанное.
Овладение речью – необходимое условие для активной социализации в школьном коллективе. Напомним, что до момента поступления в школу основным стилем общения является разговорный стиль. С началом школьного обучения в речевую активность входят другие виды коммуникативного взаимодействия. Связано это с необходимостью решать возникающие перед школьником учебные задачи, учиться вести: рассуждения, доказательства, объяснения, комментарии.
Все перечисленные речевые высказывания требуют строгого, точного и неэмоционального высказывания.
На ряду с развитием устного высказывания (слушание и говорение) ученики начинают осваивать письменные виды речи (чтение и письмо) и учатся осознано применять их при освоении других предметов.
Рассмотрим более детально процессы устного высказывания: слушания, говорения.
Под слушанием понимается процесс, который направлен на восприятие слуховых и зрительных раздражителей (стимулов) с последующим приписыванием им значений.
Существуют несколько видов слушания:
1. Активное слушание.
2. Пассивное слушание.
3. Эмпатическое слушание.
Процесс активного слушания характеризуется заинтересованным отношением слушателя (ученика) к собеседнику (учителю) и подразумевает под собой обратную связь в виде диалога.
В процессе пассивного слушания не предполагается эмоциональная включенность в активное речевое взаимодействие. Пассивное слушание не подразумевает под собой обратную связь и диалоговый контакт. Таким образом, сводятся к минимуму любые словесные единицы, мысли, переживания.
Эмпатическое слушание направлено на решение других задач, а именно:
- создание атмосферы доверия (между учеником и учителем, между сверстниками);
- отражения собственных и окружающих переживаний и чувств;
- выдерживания речевых пауз (необходимы для формулировки собственных переживаний и собеседника). В процессе эмпатического слушания ребенок учится понимать и описывать не только собственные и эмоциональные состояния, но и реагировать на состояние собеседника, включаясь в его мысли и чувства.
Формировать данные виды слушания у ребенка младшего школьного возраста необходимо не только в рамках образовательного учреждения, но и поддерживать полученные навыки в домашних условиях.
Говорение представляет собой более сложную форму устного общения, при которой происходит обмен информацией с помощью вербальной коммуникации в результате чего происходит:
- установление контакта и взаимопонимания (учитель – ученик, ученик - ученик);
- осуществление воздействия на собеседника в соответствии с поставленными задачами говорящего (учитель – ученик, ученик - ученик).
Процесс говорения отличается наличием сложной мыслительной деятельности, которая осуществляет свою опору на:
1. Произвольное внимание.
2. Речевой слух.
3. Зрительную и слуховую память.
4. Точное прогнозирование.
Говорение, как со стороны ученика, так и со стороны учителя может обладать различной степенью сложности: от элементарных эмоциональных восклицаний, простых называний, односложных ответов на вопрос до самостоятельных развернутых монологических высказываний (в организованной образовательной деятельности или в свободной вербальной коммуникации между сверстниками). Данный переход от междометия и слова к сложному высказыванию связан с различной степенью участия мыслительной деятельности и процессов памяти учащегося.
В заключении важно отметить, что овладение слушанием и говорением в младшем школьном возрасте, как видом речевой деятельности, обеспечит успешный процесс коммуникации между учителем и учеником, школьником и его сверстниками. Поможет ребенку высказывать собственные мысли не только в рамках образовательной деятельности, но и при решении вопросов социализации.