+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие просодической стороны речи через театрализованную деятельность в старшей группе ДОУ

Автор: Гапочка Ольга Владимировна

Актуальность.

 

Внедрение нетрадиционных методов в образовательную сферу дошкольных учреждений уже давно стала актуальна. Коррекция нарушения  речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности а так же  различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений. Наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.

     Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент детей с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Проанализировав современные инновационные подходы, техники и методы в области логопедии, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста может быть действенным способом решения этой проблемы. Традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями и детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Речь ребёнка развивается в непосредственном общении со взрослым, ребёнок включается в диалог не только словесно, но и своими действиями, мыслями, чувствами. В структуру речевого дефекта у детей с нарушением речи входят нарушения просодики, которые проявляются в недостатках интонационно-выразительных средств речи.                                    

Даже после того, как звуки поставлены и автоматизированы, дети с речевой патологией продолжают испытывать трудности в выражении своих чувств.

 Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – всё это продолжает вызывать у детей речевой дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Именно нарушение просодической стороны речи влияет на выразительное и правильное изложение мыслей, потому что просодика отвечает за тон, интонацию и тембр. Она придает эмоциональный окрас разговорам, с помощью нее человек выражает свои эмоции.

 

Просодика — это комплекс компонентов, отвечающих за выразительность и интонацию речи.

Помимо связной речи важна и ее просодическая сторона.

 

 

Просодика включает в себя следующие компоненты:

темп;

тембр (высота и сила голоса);

логическое ударение;

мелодика;

ритмика:

четкость речи.

 

Несмотря на то, что для коррекции просодической стороны речи применяются различные методики и упражнения, не всегда быстро удается привести эмоциональную окраску речи в норму.

Формированием просодической стороны речи и ее компонентов речи логопеды используют приемы Г.В. Бабиной, И.Р. Калмыковой, А.В. Лопатиной О.И. Лазаренко и Г.В. Романовой, Н.В. Серебряковой. 

 

Работая с детьми с ОНР в старшей группе детского сада, в своей практике решила использовать театрализованную деятельность, так как данная технология позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, нравственного и художественно - эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

 

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

 

Тип проекта: творческий; краткосрочный

 

Срок реализации проекта: апрель, май.

 

Цель проекта:

Развитие просодической стороны речи, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

 

Задачи проекта:

- развивать эмоциональную сферу детей;

-развивать просодическую сторону речи;

- создать оптимальные условия для коррекции речевых нарушений;

-мотивировать детей на устранение собственных речевых дефектов;

- создать условия для развития творческой активности детей;

- развивать лексический запас через театральную культуру, познакомить детей с театром, театральными жанрами;

- совершенствовать артистические навыки участников проекта;

 

Проблема проекта.

Недостаточно организована работа по развитию творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде.

 

 

 

Паспорт проекта.

 

Структура

Содержание

Тип проекта

Краткосрочный

Целевая группа проекта

Учитель-логопед, дети, родители, педагоги

Руководитель проекта и исполнители

Учитель-логопед, педагоги, родители

Особенности проекта

Развитие просодической стороны речи, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель проекта

Формирование у детей с ОНР умений и навыков правильного произношения звуков в игровой деятельности.

Задачи проекта

1.Развивать эмоциональную сферу детей.

2.Развивать просодическую сторону речи.

3.Создать оптимальные условия для коррекции речевых нарушений.

4.Мотивировать детей на устранение собственных речевых дефектов.

5.Создать условия для развития творческой активности детей.

6.Развивать лексический запас через театральную культуру, познакомить детей с театром, театральными жанрами.

7.Совершенствовать артистические навыки участников проекта.

Предполагаемые продукты проекта

1. Популяризация темы проекта на интернет ресурсах;

2. Презентация проекта на педагогическом совете;

3. Выступление на родительском собрании по теме проекта;

4. Размещение на информационных стендах информации для родителей по теме проекта;

5. Проведение открытой образовательной деятельности «Колобок»

 

 

 

Ожидаемый результат:


Для детей: 
-создание предметной среды, способствующей развитию театральной культуры и проявления интереса и желания у детей к театральному искусству;

-умение владеть навыками выразительной речи;

-умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию, передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

-выразительно рассказывать текст, произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, с разной силой голоса;

-умение последовательно высказывать свои мысли, владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией, и взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.


Для родителей: 
- повышение уровня педагогической компетентности родителей в области развития просодической стороны речи через совместную театрализованную деятельность.

-готовность и желание помогать; 
- положительная оценка деятельности ДОУ.


Для педагогов: 
-повышение профессиональной компетентности в области развития просодики;

-внедрение театрализованной деятельности в работу с детьми и родителями;

-личностный профессиональный рост;

-самореализация.

- положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями.

 


Эффективность данных результатов:

Для детей:

-Проявляют интерес, желание к театральному искусству.

-Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, дидактическими играми, картотеками по развитию творческих способностей.

 

Для родителей:

-Повышение компетентности родителей в вопросах театрального развития.

-Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

-Выработка новых форм работы с родителями.

-Установление тесного контакта с родителями.

 

Для педагогов:

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

 

Ресурсное обеспечение:

1. Кадровые ресурсы: специалисты, которые будут участвовать в проекте: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

2. Информационные ресурсы: доступ к информации о проекте, его целях и задачах, а также к ресурсам, необходимым для его реализации.

 3. Материально-технические ресурсы: помещения, оборудование ДОУ, декорации, изготовленное с помощью родителей.

 5. Организационные ресурсы: организация работы участников проекта, распределение обязанностей̆ и контроль за выполнением задач.

 

Практическая значимость проекта.

Использование театрализованной деятельности может использоваться в целях развития просодической стороны для коррекции и профилактики нарушений речевого развития в старшем дошкольном возрасте.

 

 

План реализации проекта.

 

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический).

 

Задачи:

1.Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.

2.Доведение до участников проекта важности данной проблемы.

Отбор участников проекта.

3.Организация работы по созданию условий для реализации проекта.

4.Организация методической работы: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах театрализованной деятельности.

5.Составление перспективного плана мероприятий.

 

II. Основной этап реализации проекта (практический): 


Задачи: 

1.Повышение интереса родителей к коррекционному процессу. 
2.Повышение компетенции воспитателей в данной области. 

3. Работа по театрализованной деятельности с детьми.

 

Содержание работы:

 

Работа с детьми

1. Подготовка детей к постановке театрализованной сказки «Колобок».

2.Просмотр мультфильма «Колобок» детьми старшей группы, обсуждение по теме проекта.

3. Включение игр для развития просодики в занятия логопеда и воспитателей.

 

Работа с воспитателями

1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития просодической стороны речи через театрализованную деятельность.

Консультация для воспитателей «Развитие просодической стороны речи у детей с ОНР».

2. Пятиминутка с педагогами и родителями, распределение ролей для детей в сказке «Колобок».

3. Привлечение воспитателей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов с детьми сказки «Колобок».

4.Создание картотеки игр для развития просодики.

5.Создание костюмов и декораций с помощью родителей и воспитателей для проведения открытого занятия в виде постановки сказки «Колобок».

 

Работа с родителями

 

1. Выступление для родителей «Театрализованная деятельность как средство формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста».

2.Проведение анкетирования родителей по теме проекта.

3.Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности через выставление информации в уголке логопеда, выступлении для родителей.

4.Создание костюмов и декораций с помощью родителей для проведения открытого занятия в виде постановки сказки «Колобок».

 

III. Заключительный этап реализации проекта: 

 

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе.

2.Итоговое мероприятие, показ театра для детей и родителей.

3. Презентация проекта на педагогическом совете.

4.Тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в ДОУ.

 

 

Реализация проекта:

 

Этапы

Сроки

Участники

1. Подготовительный

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта.

Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

Изучение методической, педагогической и другой литературы, опыта работы коллег;

Обсуждение с родителями совместных действий по реализации проекта.

1 неделя апреля

Учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.

2. Основной этап

 

 Подготовка детей к постановке театрализованной сказки «Колобок».

 

Просмотр мультфильма «Колобок» детьми старшей группы, обсуждение по теме проекта.

 

Включение игр для развития просодики в занятия логопеда и воспитателей.

 

Консультация для воспитателей «Развитие просодической стороны речи у детей с ОНР».

 

Пятиминутка с педагогами и родителями, распределение ролей для детей в сказке «Колобок».

 

Привлечение воспитателей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов с детьми сказки «Колобок».

 

Создание картотеки игр для развития просодики.

 

Создание костюмов и декораций с помощью родителей и воспитателей для проведения открытого занятия в виде постановки сказки «Колобок».

2-4 неделя

апреля-

1-3 неделя мая

 

Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, дети

 

 

 

Учитель-логопед, родители, воспитатели, дети.