Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)
Автор: Тукиш Татьяна Федоровна
На занятиях с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) эффективным является применение метода моделирования реальных ситуаций. Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношения людей к другим объектам окружающего мира. При использовании этого метода используем дополнительно прием теории развития критического мышления «Аквариум». Дети делятся на две группы - актеров и зрителей. Дети-актеры проигрывают определенную ситуацию. Дети-зрители внимательно следят за поведением, общением действующих лиц, дают им оценку.
Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой лексической темы: «Транспорт», «Дом», «Одежда», «Питание», «Обувь». Сюжеты ситуаций берутся педагогами из реальной жизни и должны наиболее полно отражать ее.
При подборе упражнения, игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваются уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка. Принципы подбора: реальность сюжета; случаи из жизни; охват разных сфер жизни; доступность для понимания; постепенное повышение сложности сюжетов; направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений. Чтобы метод моделирования реальных ситуаций имел эффект на занятии и в свободной деятельности, педагогу надо знать алгоритм проведения упражнений на данную тематику: выбрать тему; определить действующих лиц; обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будет происходить действие; подобрать реквизит.
Использование метода моделирования реальных ситуаций применимо при изучении всех лексических тем: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Профессии», «Медицинская помощь» и т.д. По каждой теме подбирается большое количество сюжетов.
Результатом использования метода реальных ситуаций является: адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися; повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся: развитие коммуникативных навыков детей с ЗПР, расширяющих возможности их социализации.
Данный метод является наиболее действенным методом обучения дошкольников с ЗПР. Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу детей, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.
Для реализации поставленной цели на занятиях использую различные по степени сложности упражнения, основанные на моделировании реальных ситуаций с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Моделирование микроситуаций.
Ситуация 1. «Если бы я…, я стал бы…». Упражнение выполняется с использованием речи, или при помощи мимики.
1.Проблемная ситуация с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы.
Ситуация 2. «Я устроился на работу с помощью…». Задача детей состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их (для детей подготовительной группы).
2.Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.
Ситуация 3. «Собеседование». Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию при разговоре с работодателем.
3.Моделирование ситуаций по заданной теме.
Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу детей, которые сами придумывают проблемную ситуацию. Детям дается тема, по которой они сами придумывают сюжет, распределяют роли и разыгрывают ситуацию.
Ситуация 4. Детям предлагается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл.
Ситуация 5. Детям предлагается разыграть ситуацию: «Я буду ….».
4.Просмотр видеосюжетов «Я хочу стать»
После того как дети показывали свои решения предлагаемых упражнений, организовывалось их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения.
Все дети относятся к занятиям с применением метода реальных ситуаций с большим интересом, который в дальнейшем имеет тенденцию к возрастанию.
На первых занятиях работа над решением проблем заняла достаточно много времени, дети чувствовали себя скованно. Не все сразу смогли принять участие в этих играх. Некоторые дошкольники отказывались от участия в решении предлагаемых задач, говоря, что хотят сначала посмотреть, как это делают другие. Не сразу ребята научились представлять себя в роли взрослых. Большие трудности вызывало у детей прогнозирование результатов тех или иных поступков.
Поддерживая постоянный контакт с участниками игры, педагог побуждает их к диалогу, к обоснованию своих действий, к рассуждению по поводу встречающихся затруднений.