+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Содержание коррекционной работы по формированию навыков социальной адаптации посредством моделирования реальных ситуаций с детьми с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор: Тукиш Татьяна Федоровна

На занятиях с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) эффективным яв­ляется применение метода моделирования реальных ситуаций. Вос­создание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкивают­ся люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношения людей к другим объек­там окружающего мира. При использовании этого метода используем дополнительно прием теории развития критического мышления «Аквариум». Дети делятся на две груп­пы - актеров и зрителей. Дети-актеры проигрывают определенную ситуацию. Дети-зрители внимательно следят за поведением, общением действующих лиц, дают им оцен­ку.

Моделирование реальных ситуаций может применяться при изу­чении любой лексической темы: «Транс­порт», «Дом», «Одежда», «Питание», «Обувь». Сюжеты ситуаций берутся педагогами из реальной жизни и должны наиболее полно отражать ее.

При подборе упражнения, игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваются уровень сложности игры или задания, которые определяются строго индивидуально для каждого ребёнка. Принципы подбора: реальность сюжета; случаи из жизни; охват разных сфер жизни; доступность для понимания; постепенное повышение сложности сюжетов; направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений. Чтобы метод моделирования реальных ситуаций имел эффект на занятии и в свободной деятельности, педагогу надо знать алгоритм проведения упражнений на данную тематику: выбрать тему; определить действующих лиц;  обрисовать психологический портрет персонажа и обстановку, в которой будет происходить действие;  подобрать реквизит.

Использование метода моделирования реальных ситуаций применимо при изучении всех лексических тем:  «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Профессии», «Медицинская помощь» и т.д. По каждой теме подбирается большое количество сюжетов.

Результатом использования метода реальных ситуаций является:  адекватное решение жизненных ситуаций обучающимися;  повышение выразительности и эмоциональной окраски речи обучающихся:  развитие коммуникативных навыков детей с ЗПР, расширяющих возможности их социализации.

Данный метод является наиболее действенным методом обучения дошкольников с  ЗПР. Метод моделирования реальных ситуаций, оказывает комплексное воздействие на познавательную, эмоционально-волевую сферу детей, а также на развитие мышления, оценивая ситуацию с разных точек зрения и нахождение верного решения.

Для реализации поставленной цели на занятиях  использую различные по степени сложности упражнения, основанные на моделировании реальных ситуаций с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Моделирование микроситуаций.

Ситуация 1. «Если бы я…, я стал бы…». Упражнение выполняется с использованием речи, или при помощи мимики.

1.Проблемная ситуация с заданным сюжетом, когда дается готовое решение проблемы.

Ситуация 2. «Я устроился на работу с помощью…». Задача детей состоит в том, чтобы распределить роли и разыграть их (для детей подготовительной группы).

2.Проблемные ситуации с неоконченным сюжетом.

Ситуация 3. «Собеседование». Ребятам предлагается придумать, чем все это могло бы закончиться, и разыграть ситуацию при разговоре с работодателем.

3.Моделирование ситуаций по заданной теме.

Этот вид упражнений предполагает самостоятельную работу детей, которые сами придумывают проблемную ситуацию. Детям дается тема, по которой они сами придумывают сюжет, распределяют роли и разыгрывают ситуацию.

Ситуация 4. Детям предлагается пословица для разыгрывания, при этом надо убедиться, что дети правильно понимают смысл.

Ситуация 5. Детям предлагается разыграть ситуацию: «Я буду ….».

4.Просмотр видеосюжетов «Я хочу стать»

После того как дети показывали свои решения предлагаемых упражнений, организовывалось их обсуждение в форме беседы о ситуации вообще и способах ее решения.

Все дети относятся к занятиям  с применением метода реальных ситуаций с большим интересом, который в дальнейшем имеет тенденцию к возрастанию.  

На первых занятиях работа над решением проблем заняла достаточно много времени, дети чувствовали себя скованно. Не все сразу смогли принять участие в этих играх. Некоторые дошкольники отказывались от участия в решении предлагаемых задач, говоря, что хотят сначала посмотреть, как это делают другие. Не сразу ребята научились представлять себя в роли взрослых. Большие трудности вызывало у детей прогнозирование результатов тех или иных поступков.  

Поддерживая постоянный контакт с участниками игры, педагог побуждает их к диалогу, к обоснованию своих действий, к рассуждению по поводу встречающихся затруднений.