Осень, осень, в гости просим!
Автор: Зотикова Лариса Валерьевна
Осень - замечательное время года. В этот период года необходимо обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать объекты живой и неживой природы и природные явления, способствовать формированию у детей коммуникативных способностей. Воспитывать умение правильно вести себя с объектами живой и неживой природы.
СП-ДО «Детский сад «Золотая рыбка» МБОУ «ЛСОШ»
Познавательно-творческий проект «Осень, осень, в гости просим!»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Длительность проекта: краткосрочный (с 26 сентября по 28 октября).
Возрастная группа: компенсирующая группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Участники проекта: дети с ОВЗ: Л.В. Зотикова - учитель-логопед; Е.С. Базарева – музыкальный руководитель; Л.В. Сидорова, И.А. Малышева – воспитатели; родители группы.
Образовательные области:
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально- коммуникативное развитие;
· физическое развитие.
Цель проекта:
Создать условия для знакомства детей с временем года «Осень».
Задачи проекта:
Образовательные:
· познакомить детей со временем года осень, с признаками осени, с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
· обращать внимание на буйство осенних красок, познакомить с овощами, фруктами, грибами;
· способствовать обогащению активного словаря;
· формировать умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Коррекционно-развивающие:
· развивать интерес к красоте осенней природы; умение замечать изменения, происходящие в природе;
· развивать умение работать с кисточкой и красками, пластилином, ножницами;
· развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
· развивать крупную и мелкую моторику;
· развивать любознательность;
· развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
· развивать физические качества.
Воспитательные:
· воспитывать у детей положительное отношение к природе, умение видеть и замечать красоту времени года;
· воспитывать умение слушать и слышать слова воспитателя.
Проблема:
Дети с ОВЗ – это особенные дети, смотрящие на этот чудный мир необычными глазами, видящие мир в розовых очках. Поэтому мы, взрослые, обязаны подойти к изучению материала с особым вниманием, с трепетом души. Эти дети трудно дополняют свои впечатления об окружающем мире, а только закрепляют их, застревая на одном объекте или действии, что препятствует получению нового опыта. Видят в том направлении, в котором смотрят, и только те предметы, на которых задерживают взгляд. Для изучения материала, конечно, нужен подход в подборе наглядностей.
Осень - замечательное время года. В этот период года необходимо обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать объекты живой и неживой природы и природные явления, способствовать формированию у детей коммуникативных способностей. Воспитывать умение правильно вести себя с объектами живой и неживой природы.
Актуальность проекта:
Осень – это не только слякоть, холод. Осень – это золотая пора. Взрослые не поддерживают детскую любознательность, и поэтому знания детей остаются на первичном этапе самостоятельного познания.
Время года осень очень яркая, интересная пора в природе. Краски осени благоприятно влияют на детскую психику, на развитие эмоций. Так как именно в дошкольном возрасте формируются виды психической деятельности, это самое благоприятное время для накопления и расширения кругозора об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, красоту осени, разнообразие красок, разнообразие фруктов, овощей, но и способствовать бережному отношению ко всему окружающему.
Риски проекта: отсутствие детей по причине заболеваемости; отсутствие познавательного интереса у детей.
Планируемые результаты:
По окончанию проекта у детей появляются более расширенные знания об сезонных изменениях в природе.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
· подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, видеоматериалы и презентации по теме проекта;
· подготовка материалов для организации познавательно- творческой деятельности;
· подготовка информационного материала для педагогов и родителей. Консультации по темам: «Осенний калейдоскоп», «Фрукты»; «Овощи»; «Грибы».
Мотивационный этап: «Проблемная ситуация».
В логопедическом кабинете размещается картина «Ранняя осень».
На логопедическом занятии детям задаётся вопрос: «Как вы думаете, почему я повесила эту картину?» (спрашивается какое сейчас время года, назовите осенние месяцы, какие изменения произошли в природе).
На этом этапе был проведён опрос детей с использованием
«Модели трёх вопросов».
Что мы знаем? Что хотим узнать? Откуда можем узнать?
Осенью меняют цвет листья деревьев. Листья опадают с деревьев.
Осенью птицы улетают в тёплые края.
Осенью старшие дети идут в школу.
Почему листья опадают, а не остаются на деревьях?
Почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются?
Какие природные явления бывают осенью?
Планирование проекта.
-обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы (Что? Где? Когда?).
- определение участников проекта (дети, взрослые, родители).
- обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться в результате окончания проекта (знакомство с лэпбуком «Осень», поделки из природного материала, украшение участка детского сада, оформление фотозоны «Осеннее кафе»).
Основной этап: практический.
(на основе интеграции образовательных областей).
Образовательная область «Речевое развитие»:
«Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
«Составление описательного рассказа об овощах, фруктах, грибах с опорой на модель».
Рассматривание репродукций, иллюстраций, сюжетных картин «Заботливая сестра»; «Ранняя осень»; «Поздняя осень»; художник М.Г. Пишванова, консультат Н.В. Нищева. «Золотая осень» И. Левитан.
Работа по картинке – загадке «Что ты видишь?»
Чтение стихотворений: «Осень»; «Березка»; «Купите лук».
Заучивание стихотворения «Осень».
Чтение рассказов «Осенние дожди», «Сад», «Как яблоки собирают».
Загадки.
Упражнение «Разноцветные листочки» (пополнение пассивного словаря относительными прилагательными).
Упражнение «Каштаны», «Вышел дождик на прогулку» (развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных). Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»; «Мы делили апельсин».
Игра «Разноцветные листья» (Расширение и активизация словаря); «Катины подарки» (развитие фонематических представлений); «Чего не стало»; «В огороде у козы Лизы»; «Поможем клоуну».
Упражнения на дыхание («Осенние листочки», «Лебединые пёрышки», «Листья в луже»).
Артикуляционная гимнастика.
Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Разучивание песен:
· «Осенний букет», Ю. Селивёрстовой;
· «Осенние подарки», В. Шестаковой;
· «Дождик», Ю.Селивёрстовой;
· «Урожайная», А. Филиппенко.
· «Непогодица» (танец).
Рисование:
«Осенний пейзаж», коллективная работа «Разноцветная осень», натюрморты с фруктами, овощами.
Песочная терапия «Рисуем следы осени».
Лепка: «Корзина с грибами», «Фрукты», «Овощи».
Аппликация: «Ветка рябины», «Царство грибов», «Фрукты на тарелке».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ознакомление сокружающим: «Осенние изменения в природе». Экскурсия по территории детского сада для наблюдения за деревьями.
Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».
Дидактические игры: «Мемори»; «Четвёртый лишний»; «Послушай, запомни, повтори»; «Назови ласково»; «Чего не стало?»; «Скажи наоборот»; «Много – мало»; «Скажи со словом «осенний».
Образовательная область «Физическое развитие».
Подвижные игры: «Дождик»; «По камушкам»; «Бег в галошах»; «Перевези урожай»; «Не урони».
Игры с мячом: «В огороде»; «За грибами».
Релаксация («регуляция мышечного тонуса»).
Физкультминутки: упражнение «Осенью» (координация речи с движением). Упражнение «Внимательные глазки».
Динамическая пауза «Урожай»; «Будем мы варить компот»; «Мы листики осенние».
Пальчиковая гимнастика «В магазине»; «Компот»; «Апельсин»; «Разноцветные листья».
Заключительный этап:
Праздник «Осеннее путешествие».
Презентация проекта на педагогическом совете в ОО, родительском собрании.
Ожидаемые результаты:
Дети получили эмоции от разных познавательных дел. Расширились и обогатились знания детей об осени, о сезонных изменениях в природе, происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей, фруктов, грибов. Обогатился и расширился словарь детей с ОВЗ. У детей продолжает развиваться устойчивый интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в осенний период года; а также творческие способности. Совместный проект сблизил детей, педагогов и родителей в достижении поставленных целей.
Используемая литература:
1. Н.Н. Гусарова. Беседы по картинке: Времена года / Худ. И.Ф. Дук. -СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 1998. - 24с. +цв. вкладка 16с. – (Сер. «Библиотека программы «Детство»).
2. Н.В. Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5до 6 лет (старшая группа).
3. Н.В. Нищева. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2003. - 528с.
4. Н.В. Нищева. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. - 256с.
5. Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи / Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 1998. – 32 с.+ Вкладка.
6. Дошкольная педагогика. Сентябрь. Октябрь СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
7. Коррекция нарушений речи у дошкольников: часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ/Под ред. Л.С. Сековец.- М.: АРКТИ, 2006.- 368с. (Коррекционная педагогика).