+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование технологии сенсорной интеграции в развитии слухоречевой памяти на этапе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством визуально-ритмических рядов

Автор: Хрупова Юлия Андреевна

Из года в год количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается.  Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, я столкнулась с проблемой сниженной слухоречевой памяти у данной категории детей. Взаимосвязь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития ребенка обуславливает некоторые  спецефические особенности  зрительной и слуховой памяти.  Это проявляется в замедленном темпе усвоения, неточности воспроизведения, непрочности сохранения информации, что значительно увеличивает период  коррекционно - развивающей работы. Система  работы с такими детьми требует от педагога поиска  индивидуально-ориентированных средств воздействия.

     Период дошкольного детства это время активного сенсомоторного развития, когда мозг ребенка воспринимает, анализирует мир вокруг, это позволяет ему полноценно развиваться. В моей  логопедической  работе внедрение метода сенсорной интеграции  показало высокую эффективность  развития слухоречевой памяти  на этапе автоматизации звуков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

         Каждая сторона речи опирается на сенсорные связи и качественно зависит от них. Важно отметить, что у детей с тяжелыми нарушениями речи  часто отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Применение метода сенсорной интеграции предполагает воздействие на работу всех органов чувств -  это воздействие в первую очередь активизирует познание, а уже вторичным положительным моментом будет развитие компоненов речевой системы. Сенсорная интеграция играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка. Использование сенсорных упражнений способствует умению ребенка распознавать ощущения, которые поступают из внешнего мира и правильно реагировать на них, учиться новым методам и приемам саморегуляции и сенсорной интеграции, повышению внимания и любознательности.  Стоит отметить так же, что сенсорные стимулы оказывают положительное влияние на мотивацию к деятельности, в том числе и речевой.

     Опираясь на теоретические исследования по использованию метода сенсорно - интегративной логотерапии в работе с детьми с задержкой развития речи и алалией М. Лынской,  я разработала комплекс дидактических материалов и упражнений с ними, которые я могу использовать на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации  и дифференциации звуков речи, и в рамках данных занятий эффективно воздействовать на развитие слухоречевой памяти, обогащать тактильно- чувственные представления.

    Часто на логопедических занятиях визуально - ритмические ряды  используют с целью коррекции слоговой структуры слова. Я же использую этот материал в процессе автоматизации и дифференциации звуков в словах и словосочетаниях. Процесс автоматизации это достаточно монотонный процесс проговаривания речевого материала, который быстро утомляет ребенка. Передо мной стояла задача не только разнообразить его, но и  сделать интересным.

   Дидактические материалы представляют собой визуально-ритмические ряды с разной тактильной структурой. Элементами  визуально-ритмического ряда могут быть, плоскостные ( на основе)  и обьемные геометрические фигуры разного цвета и фактуры, природные материалы (семечки, крупы и тд), деревянные и пластиковые элементы, ленты и ткани с различной структурой.

Для организации выполнения упражнений я готовлю материал для наполнения сенсорного мешочка, элементы двух видов, которые будут обозначаться определенным речевым материалом (слова и словосочетания на определенные звуки),   а так же  дорожка для построения ритмического ряда.  Содержание речевого материла зависит от этапа коррекционно-развивающей работы.  Перед ребенком ставится задача  запомнить каким речевым материалом обозначается тот или иной элемент  и  выложить ритмический ряд, проговаривая его. На этапе знакомства с игрой ребенок может опираться на картинки. Затем задача усложняется и ребенку необходимо запомнить речевой материал без опоры. Во время выполнения упражнения ребенок концентрирует свое внимание на тактильных ощущениях, отбирает материал, держит в памяти определеннное количество речевого материала, правильно проговаривает его. 

      Таким образом использование данного дидактического материала позволяет развивать  и обогащать тактильно-чувственный опыт ребенка, развивать слухо-речевую память, корректировать звукопроизношение.