Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях в общеобразовательной школе
Автор: Бобкова Анна Васильевна
Составила: Бобкова Анн Васильевна
учитель-логопед
МОУ СШ № 20,
г. Волжский
2025г.
Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях в общеобразовательной школе.
В настоящее время в общеобразовательные школы приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. В нашей школе обучаются дети с задержкой психического развития, дети с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями (вариант 1,2), дети с тяжёлыми нарушениями речи. Учащиеся с нарушениями в психическом и (или) физическом развитии нуждаются в логопедической коррекции, которая является неотъемлемой частью всей коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.
Логопедическая работа с учащимися с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе и требует специальных методов, приёмов, которые помогут максимально задействовать сохранные анализаторы (зрительные, тактильные, слуховые).
Речь детей с ОВЗ отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Они испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей, не понимают смысла прочитанного и не умеют выделять главную мысль. У учащихся, имеющих нарушения в развитии, отсутствует мотивация к учению, познанию нового. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья очень быстро утомляются, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к выполнению заданий, продуктивная деятельность на занятии короткая.
Дети с ОВЗ испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер и затрагивают все компоненты устной речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, связную речь, семантическую сторону речи и письменной речи: формирование письма и чтения.
Поэтому, целью логопедического сопровождения учащихся с ОВЗ является оказание помощи обучающимся в освоении ими адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования.
Основные задачи:
- постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
- восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
- обогащение словаря, его расширение и уточнение;
- коррекция недостатков грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
- совершенствование коммуникативной функции речи;
- воспитание мотивации к учению и общению;
- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Логопедические занятия проводятся индивидуально и в подгруппах - это даёт возможность наиболее тщательной коррекции и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом индивидуальных особенностей
Для обучающихся с ОВЗ обязательным условием в коррекции речи является применение наглядно-деятельностного подхода. Чтобы заинтересовать детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей работе я применяю игровые приёмы, сказочные сюжеты при проведении артикуляционной гимнастики, развития фонематического слуха и слухового внимания, а также для развития психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Для того, чтобы коррекция звуковой стороны речи была эффективной, применяю сказки и стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, которые сопровождаю картинками и рисункам, учитывая индивидуальные особенности детей, ориентируясь на слуховое восприятие и зрительные образы (Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук, Т.А.Куликовская, Е.М.Косинова, В.Н.Костыгина, А.С.Анищенкова). Для работы по автоматизации поставленных звуков, развития мелкой моторики использую приёмы логоритмики: сочетание речи с движениями, во время которых развивается воображение учащихся, применяю звуковые дорожки, палочки и мелкие предметы, с помощью которых дети составляют узоры, схематичные картинки, соотнося с представленным образцом. Данная работа позволяет учащимся с интересом выполнять упражнения, быстрее запоминать материал, одновременно пополняется словарный запас новыми словами и обеспечивается положительный эмоциональный настрой.
Для развития лексико - грамматического строя речи, развития навыков звукового анализа эффективными в работе с учащимися с ОВЗ являются предметно-практические методы. Применяю картинки с изображением различных признаков предмета, сюжетные картинки с изображением действий. Для развития навыков языкового и звукового анализа - карточки-схемы для составления предложения и слова, звуковые символы, буквы, расположенные в разных модальностях, карточки с пропущенными буквами в словах, карточки с соотнесением слова с предметной картинкой, карточки с предложениями, в которых нарисована предметная картинка вместо слова, с пропущенным словом в предложении.
Таким образом, работа строится с постепенным усложнением изучения программного материала: звук - буква – слово – словосочетание - предложение. В работе с детьми с ОВЗ широко применяю дидактические игры с опорой на предметные картинки, с применением мяча, игрушек: «Назови одним словом», «Один-много», «Считай и называй», «Кого нет?», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Подбери нужное слово», «Исправь ошибку», «Что из чего», «Запомни – назови» и другие. Такие игры и задания способствуют накоплению и обогащению словарного запаса учащихся, помогают детям понять смысл новых слов и применять их правильно в своей речи.
Очень сложно проходит работа по развитию связной речи у детей с нарушениями в развитии, особенно у учащихся с нарушениями интеллекта. Дети не умеют мыслить образами, представлять и воображать. Многие авторы в своих работах отмечают, что становление связной речи у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленными темпами (Л.Н.Ефименкова, М.Ф.Гнездилов и другие). Такие школьники довольно долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи. В работе над связной речью применяю рисунки-схемы с предварительным объяснением рисунка и его значения, сравнения схемы с предметом, его признаков, соотнесение целого с частями и наоборот.
Для закрепления речевых навыков, учащихся с особыми образовательными потребностями требуется частый повтор упражнений и заданий с включением новых элементов, частая смена видов деятельности, задания должны быть доступными для понимания детей, а речевой материал с постепенным усложнением.
Для предотвращения утомляемости учащихся, а в дальнейшем для понимания инструкций и продуктивного выполнения заданий и упражнений, в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии: физические минутки в стихотворной и игровой форме, музыкальные паузы, зрительную гимнастику, двигательные упражнения для общей и артикуляционной моторики, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.
Таким образом, логопедическая коррекция с применением разнообразных игровых, наглядных, предметно-практических методов и приёмов в работе с обучающимися с ОВЗ даёт возможность оказания эффективной помощи в освоении АООП НОО.
Список литературы:
1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
2.Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»