Нетрадиционное использование карандашей на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Наговицына Татьяна Александровна
В публикации речь идёт о карандашах, которые на коррекционных занятиях логопед может использовать не только как инструмент для рисования, штриховки, развития мелкой моторики, но и в необычной, нетрадиционной форме.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
Нетрадиционное использование карандашей на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовил: Наговицына Т.А.,
учитель-логопед, 1-я кв.кат.
Цель: предоставление различных содержательных вариантов взаимодействия учителя-логопеда с детьми на основе использования нетрадиционных средств в решении коррекционных задач на логопедических занятиях.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций, с серьезными отклонениями в здоровье.
Поиск новых форм и методов обучения детей с речевыми нарушениями – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.
Недоразвитие речи имеет различное происхождение и соответственно различную структуру аномальных проявлений.
Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков при сохранном слухе для всех прочих акустических раздражителей. прямой результат первичного нарушения слухового восприятия – недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы; вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.
Общее недоразвитие речи часто возникает также вследствие речедвигательных нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы, а также с отклонениями в строении и функции артикуляционного аппарата.
Непосредственным результатом поражений речедвигательного аппарата является затрудненность артикулирования звуков речи. Возникают недостатки произношения, выраженные в разной степени, однако дело не ограничивается нечетким звучанием речи. Трудности проговаривания лишают ребенка способности уточнить услышанный звук и, следовательно, яснее воспринять его.
Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным (кинестетическим) анализаторами ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, овладению письмом и чтением.
В тяжелых случаях нарушения акустико-гностических и речедвигательных процессов возникает общее недоразвитие речи (моторная алалия, сенсорная алалия, анартрия, тяжелая дизартрия), в более легких случаях дефекты речи выражаются только в неправильном артикулировании отдельных звуков.
Реже встречаются дети с общим недоразвитием речи, у которых в качестве исходной причины, лежащей в основе недоразвития речи, выступают отклонения зрительного восприятия. Такое явление наблюдается при оптической агнозии, когда, несмотря на нормальное зрение, дети лишены способности достаточно четко узнавать предметы, изображения, формы.
Оптико-гностические нарушения, проявляющиеся в доречевом периоде, затрудняют накопление предметных обобщений, что в свою очередь служит препятствием для нормального речевого развития.
Различная природа речевого дефекта находит выражение в различном соотношении первичных и вторичных отклонений в развитии речи; она также определяет те компенсаторные возможности ребенка, на которые опирается специальное обучение.
Так, при акустико-гностических нарушениях большую роль играет опора на осязательное, кинестетическое и зрительное восприятие.
При компенсации недоразвития речи, обусловленного речедвигательными отклонениями, большую роль играют слуховое восприятие ребенка, вибрационные ощущения, зрительная рецепция.
Для компенсации оптической агнозии характерна опора на слуховое и кинестетическое восприятие.
Развитие речи у неговорящих и плохо говорящих детей, имеющих нормальный слух и первично сохранный интеллект, - своеобразный процесс, требующий особых методических приемов. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
В большинстве случаев неговорящие дети с большим нежеланием и осторожностью включаются в речевое общение – совершенно новый для них вид деятельности. Боясь употребить неправильно слова, неотчетливо их произнести, они часто предпочитают отмалчиваться или отвечают на речь действиями, жестами. Этот момент в педагогической работе с неговорящими или плохо говорящими детьми надо особенно учитывать, чтобы окончательно не отбить желание общаться с помощью слова.
В этом отношении продуктивными на первых порах могут быть только такие занятия, которые захватывают чувства ребенка. Так, если заставлять его просто повторять за логопедом какое-либо слово («Это книга. Скажи: книга»), то можно вовсе не добиться результата, но если дать предмет в руки и предложить действовать с этим предметом (рассмотреть новую книгу с красочными иллюстрациями, найти в ней изображения определенных предметов, сравнить и т.д.), то у ребенка возникает естественное желание поделиться результатами своей работы или своих наблюдений.
На занятиях логопеды используют различные приемы, методы, средства для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к речевой деятельности, вызвать желание общаться словом. Это игры с песком, с пуговицами, со шнурками, путешествия по сказке и т.д.
Одной из форм может быть игра – как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития, по мнению педагогов и ученых (А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский). Обучающий материал, который преподносит педагог ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
А также интересным и привлекательным занятием для дошкольников в этот период является рисование, потому что оно дает возможность детям передать свои впечатления об окружающей действительности в своих же рисунках.
Рисуя вместе с ребенком, мы комментируем свои действия, рисуемые предметы, образы, их признаки, тем самым обогащаем, расширяем пассивный словарь ребенка. Через движение руки ребенка способствуем активизации его речевых зон головного мозга и воспроизведении этих предметов и действий словом.
Рисовать можно карандашами, красками, фломастерами, нетрадиционными материалами (пластилин, мыльные пузыри, бумага, ватные палочки, овощи и т.д.).
Но традиционные средства для рисования можно использовать на логопедических занятиях и в нетрадиционной форме. Мы выбрали цветные карандаши как одно из доступных средств. Игры и упражнения с карандашами могут быть направлены на формирование звукопроизношения, расширение словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, мелкой моторики, координации движений, двигательной активности, темпа и ритма речи, представления о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение», коррекции психических процессов. Они подбираются в зависимости от возраста ребенка, сложности речевого нарушения, преследуемых дидактических целей.
Занятия с использованием карандашей могут быть индивидуальными и подгрупповыми.
Приведем примеры игр с разноцветными карандашами.
Игры на формирование понятийного словаря.
• «Назови одним словом» - перед ребенком выкладываются карандаши с прикрепленными к ним картинками по разным лексическим темам; педагог выбирает среди них определенную группу картинок и предлагает назвать их одним словом (н-р, груша, яблоко, персик – фрукты).
• «Подбери по общему признаку» - педагог предлагает найти всех птиц или животных.
Игры на формирование активного словаря.
• «Доскажи предложение» - ребенку необходимо поднять карандаш с прикрепленной к нему картинкой, которая подходит к недоконченному предложению (н-р, «По небу летит пассажирский ….. самолет»).
• «Круглые предметы» - ребенок берет карандаш с картинкой, на которой нарисован круглый предмет и называет его (н-р, круглая тарелка), можно этот предмет нарисовать этим же карандашом.
Игры на выработку плавного длительного выдоха.
• «Какой карандаш покатится дальше?» - педагог предлагает подуть на карандаши по одному и выбрать, какой из них откатился дальше (количество карандашей выбирается в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка).
Игры на формирование артикуляционной позиции для формируемого звука.
• «Язычок-силач» - ребенку предлагается удержать карандаш язычком, удерживая язык в позиции «Чашечка».
• «Дотянись до леденца» - удерживая язычок в позиции «Иголочка», предложить дотянуться до воображаемого леденца на кончике карандаша.
Игры на автоматизацию звука.
• «Желтая страничка»- раскрасить все предметы желтым карандашом и рассказать о них, автоматизируя звук [ж] (н-р, жжжелтый лимон, жжжелтое яблоко и т.д.).
• «Что купила Маша?» - педагог предлагает заштриховать (обвести или выбрать карандаши с картинками) предметы с автоматизируемым звуком.
Игры на дифференциацию звуков.
• «Подарки» - педагог предлагает закрасить подарки для Жени желтым цветом, а для Зои – зеленым, затем назвать их попарно (н-р, «жираф и зонт» или «У Жени-жираф, а у Зои – зонт», или «У Жени желтый жираф, а у Зои зеленый зонт»).
• «Домики» - построить один дом из красных карандашей, другой – из голубых, затем сложить в эти домики картинки со звуками [л]-в голубой домик и [р]-в красный домик.
Игры на обогащение лексического запаса.
Для формирования у детей обобщающих понятий и введения в активную речь слов-обобщений карандаши с прикрепленными к ним картинками сортируют по лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Насекомые», «Морские обитатели». Детям предлагаются такие игры, как:
• «Распредели по группам» - перед детьми выкладываются карандаши с прикрепленными картинками по разным лексическим темам; необходимо разложить их по кучкам, объединяя по определенному признаку; затем дети называют предметы каждой группы и объясняют, почему они их объединили.
• «Кто (что) как передвигается?» - ребенку предлагается разложить карандаши с картинками по группам (летают, ползают, плавают, прыгают и т.д.) и составить предложения (н-р, «Пчела летает»).
• «Подбери слово-действие» - ребенок берет карандаш с картинкой и называет действия, которые может совершать выбранные персонаж.
Игры на формирование грамматических категорий.
• «Прятки» - по типу «горячо-холодно» ребенок находит карандаш и проговаривает, где он его нашел, тем самым отрабатываем определенную предложно-падежную конструкцию (на столе, на полке, на коробке или в коробке, в баночке, в ящике и т.д.).
• «Волшебный карандаш» - касаясь различных предметов коротким карандашом, ребенок называет этот предмет в уменьшительно-ласкательной форме (стульчик, мячик, шкафчик), длинным – в увеличительной форме (шкафище, стулище)
Игры на развитие ритмической и динамической организации движений.
• «Барабанщики» - повторить заданный ритм карандашами, используя их вместо барабанных палочек.
• «Тихо-громко» - договориться с ребенком о том, что карандаш, лежащий в вертикальном положении, будет обозначать громкий звук (н-р, [д]), а в горизонтальном – тихий (н-р, [т]) и попросить повторить ритмический ряд, выложенный на столе из карандашей.
Игры на развитие представлений о лексических единицах.
• «Слог, слово, предложение» - договориться с ребенком о том, что слог – это короткий карандаш, слово – это длинный карандаш, несколько длинных карандашей – это предложение; используя карандаши в качестве модели лексических единиц, предложить повторить заданный ряд слогов, слов или целое предложение.
Таким образом, использование карандашей, как нетрадиционное средство в коррекционной работе способствует формированию и развитию:
- коммуникативных навыков;
- грамматического значения слова;
- лексических связей слов;
- структуры слова;
- звука в слове;
- мелкой моторики пальцев рук.
Практический опыт работы с дошкольниками показывает, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание наглядности с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяют естественным образом вводить ребенка в коммуникативную сферу.
Игровой принцип обучения с предъявлением конкретного задания с опорой на цветные карандаши позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи, работать над преодолением не только общего нарушения речи, но и нарушения речи при дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях и реализует на практике дидактические требования доступности карандашей как средства обучения.
Литература:
1. Игровое пособие «Логопуговицы» для детей 3-7 лет с ОВЗ, Тихомирова Е.В.//Логопед №9/2019
2. «Коррекция речи детей 5-6 лет с ОНР с использованием компьютерной программы» Боцуло О.В., Телешова Е.И.// Логопед №10/2019
3. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.// Логопед в детском саду №1 (1)2013.
4. Характеристика общего недоразвития речи. Левина Р.Е.// Логопед в детском саду №6 (61)/2012.