+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Технология развития дыхания в комплексной методике коррекции звукопроизношения

Автор: Бородачева Елена Владимировна

Краткое описание работы
Развитие дыхания - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо как для заикающихся детей и детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.

 

Актуальность

 

   

 

               Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

 

               Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.

 

              Предложенная технология – это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.

 

 

 

Целью данной технологии является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

 

 

 

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

 

·       Познакомить детей с актом дыхания.

 

Коррекционно-развивающие:

 

·       Расширить знания детей о правильном дыхании.

 

·       Познакомить детей с различными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим.

 

·       Развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.

 

·       Формировать навык контроля дыхания.

 

Коррекционно-воспитательные:

 

·       Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу.

 

·       Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений.

 

·       Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей и педагогов.

 

·       Создать взаимосвязь педагогов ДОУ и родителей по проблеме формирования правильного дыхания.

 

 

 

Принципы, положенные в основу технологии
   Основные направления коррекционного воздействия на детей с   речевыми  нарушениями, необходимо строить с учетом следующих принципов.

 

Принципы общедидактические:

 

§  Принцип системности: предопределяет последовательность изложения материала, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций.

 

§  Принцип повторяемости: только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.

 

§  Принцип наглядности: осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом – непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения – это непосредственная наглядность.

 

§  Принцип доступности и индивидуализации: предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях в течение курса.

 

Специфические принципы:

 

§  Принцип развития: предполагает развитие личности  ребенка  сохранных функциональных систем и те изменения, которые возникли в двигательной сфере и речи ребенка.

 

§  Принцип всестороннего воздействия: обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

 

§  Принцип комплексности: предполагает связь с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями.

 

§  Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем.

 

 

 

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данная технология требует соблюдения таких принципов:

 

§  Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).

 

§  Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания - это показатель как коррекции речи, так и снижению заболеваемости.

 

§  Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

 

 

 

Особенности речевого дыхания у дошкольников с  нарушениями речи.

 

             Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение. Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит — семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.

 

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

 

               Речевое дыхание существенно отличается от неречевого. В отличие от физиологического дыхания, происходившего автоматически, речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох осуществляется через нос, причём вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого  глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

 

               Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

 

             Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

 

Содержание технологии

 

Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:

 

 

 

I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом

 

Цель: развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.

 

Дети получают знания о том, что:

 

*    вдох осуществляется через рот,

 

*    при вдохе нельзя поднимать плечи,

 

*    в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается, при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка» («Поиграем животиками»).

 

Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.

 

 

 

II этап. Развитие озвученного выдоха

 

Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.

 

В процессе занятий на 2 этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:

 

*    звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;

 

*    в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе.

 

 

 

III этап. Развитие речевого дыхания

 

Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.

 

В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

 

 

 

IV этап. Развитие речевого дыхания 

 

в процессе произнесения прозаического текста.

 

Цель: тренировка речевого дыхания в процессе воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).

 

Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.

 

Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.

 

 

 

               Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, что необходимо как для заикающихся детей и детей, страдающих нарушением темпа речи, так и для дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения.

 

 

 

При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать:

 

·       регламент в пределах от 3 до 5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций;

 

·       дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении, воздух в нем должен быть средней влажности;

 

·       одежда ребенка не должна стеснять его движения;

 

·       при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления – зевота – симптом кислородной недостаточности);

 

·       необходимо следить за позой ребенка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);

 

·       необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения;