Мастер-класс для родителей "Речевые игры на каждый день. Игры на кухне
Автор: Кузовиткина Валентина Ивановна
Мастер-класс для родителей
"Речевые игры на каждый день. Игры на кухне"
Как часто на просьбу педагогов больше разговаривать с ребенком, развивать его речь с помощью общения и специальных упражнений мы слышим: "Совершенно некогда. Надо приготовить ужин, всех накормить, убрать…". Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Но можно поиграть и на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком и развития его речи. Для этого не нужны специальные игры и пособия, все под рукой и перед глазами.
Предлагаем вам некоторые игры и упражнения, которые вы легко сможете провести с ребенком на кухне, не отрываясь от домашних дел.
Материал: 3 вида крупы, муляжи овощей, фруктов, кухонные принадлежности, макароны, соленое тесто, предметы для кухни с опр. звуками, кухонная губка, миска с водой и пустая, магнитик,4 бутылочки пластиковые, «чудесный мешочек», шнурок.
Игры на развитие моторики, осязания
«Золушка» Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите малышу их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок.
«Найди предмет» Все дети любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая его, определить, что ему попалось в руки.
«Помоги Золушке» Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в игру «Помоги Золушке» – отберите одну крупу от другой.
«Бусы из макарон» – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
«Играем с крышками». Игры с крышками очень полезны для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку.
«Чудесный мешочек». Э та игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)
«Лепим из теста» Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!
«Игры с водой».
Поставьте перед ребенком две тарелки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышки от бутылок. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.
Игры на ориентировку в пространстве
«Игры с магнитами». Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: прикрепи магнит в левый верхний угол…… и т.д.
Игры на развитие слухового внимания
«Слушаем звуки». Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай, что стучит» с малышом.
«Отгадай». Ребенок отворачивается, а вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д. Ребенок должен отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
«Игры на обогащение словарного запаса ребенка»
«Давай искать на кухне слова» Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.
(Усложнение- найди на кухне слова с определенным звуком)
«Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. «Сладкие ( кислые, соленые, горькие) слова.
«Победа у последнего». Называйте по очереди слова, обозначающие то, что находится в кухне. Кто последний скажет слово, тот и победил. Можно называть не только предметы, но и действия: наливаю, мою, чищу, нарезаю, солю…
«Доскажи словечко»
- названиями детенышей животных
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
У коровы ……, а у лошади . . ., у собаки…. и т.д.
- словами-антонимами
Сахар сладкий, а лимон …, один дом высокий, другой ….,снег белый, уголь…., река широкая, ручей …., камень тяжелый, пух…., огонь горячий, лед ….., слон большой, муха……, мед сладкий, лук………
«Как называется то, что там находится». Предложите ребёнку назвать посуду, где лежит продукт или готовое блюдо (пища):соль в …солонке, сахар в…сахарнице, суп в …супнице, сухарь в…сухарнице, салат в …салатнике.
Игры на развитие грамматического строя
«Что бывает……» (зеленое, красное….)
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
Усложнение – что на кухне белая (белый, белое..) и др.цв.
«Приготовим сок»
Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?
«Посчитай !»
Ребенок считает какие-то предметы ,правильно согласуя существительное с числительным.
«Один и много». Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;
Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;
« Где же спрятался лимон».
Учим ребенка понимать и употреблять предлоги, пряча предмет ЗА, ПОД, НА, В, СПРАВА, СЛЕВА…
«Чего не стало?» Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов ( 4 – 7). Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
Игры по формированию слоговой структуру слов
«Путаница».
Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.
и) и пр.
«Доскажи словечко»