Профилактика и коррекция дисграфии
Автор: Галимова Елена Анатольевна
В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми.
Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.К ней можно отнести:
1. Правильно сформированную устную речь.Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки, и синтез.
2.Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственныйгнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.
3. Сформированность двигательной сферы.
4. Способность к саморегуляции.
5. Сформированность абстрактного мышления.
Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения письменной речи.
Существуют 4 группы нарушений письма,которые обусловлены возрастной спецификой:
1. Трудности в овладении письмом. Встречается в подготовительной группе в 6–7 лет и в первом классе, проявляется в нечетком знании алфавита. Дети испытывают сложности при переводе звука в букву, и при переходе от печатной буквы к письменной, кроме того испытывают трудности звукобуквенного анализа и синтеза.
2. Нарушение формирования процесса письма. Встречается в 1–2 классе в 7–8 лет, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги, слова.
3. Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Диагноз ставится логопедом тогда, когда ребенок овладел техникой письма, в 8–8,5 лет
Симптомы дисграфии:
o при списывании с печатного текста пропуск, замена букв, слогов, слов и их сращение и расщепление;
o при диктовке текста наблюдается то же самое, что и в первом случае + расщепление и сращение предложений;
o лавинообразное нарастание ошибок;
4. Дизорфография. Наблюдается, когда ребенок не умеет применять орфографические правила, а также в работе встречаются многочисленные орфографические ошибки.
Виды дисграфии (в зависимости от причин возникновения)
Акустическая (возникает при нарушении фонематического восприятия).
Симптоматика: проявляется в заменах букв,соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).
Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:
• слуховой анализ речи;
• перевод акустического образа в артикулемы;
• соотнесение аккустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.
Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.
Артикуляторно-акустическая (возникает при нарушенном звукопроизношении и фонематическом восприятии)
Симптоматика: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).
• замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
• замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
• замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
• замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда приобозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
• пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
•замена и смешение гласных: о, у, е, и.
Аграмматическая (механизм нарушения заключается в морфологических и синтаксических обобщениях).
Наблюдаются следующие ошибки:
• искажение морфемного строя слова;
• замены приставок и суффиксов;
• нарушение конструкции предложения;
• изменение падежа, местоимений и числа существительных;
• нарушение согласования.
Оптическая (возникает при нарушенном зрительном восприятии, а также при несовершенстве зрительной и речевой памяти).
Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:
• графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
• включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
• зеркальное написание букв;
• отрыв элементов букв;
• лишние элементы (шишки — шишшики).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (страдает зрительная и речевая память).
Симптоматика:
• пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
• пропуски гласных (собака — сбака);
• перестановка букв (тропа — ртопа);
• добавление букв (таскали — тасакали);
• пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
• нарушения деления предложения на слова.
Дисграфия проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (например, раздельное написание слова «по бежали»). Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости, эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения).
Несколько советов родителям:
1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.