+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Характеристика возрастных особенностей речевого развития от одного года до двух лет

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Характеристика возрастных особенностей речевого развития от одного года до двух лет

Вашему ребенку исполняется один год, наступает новый этап не только в его личностном развитии, но и в речевом. В педагогической литературе большое внимание уделяется речевому развитию, которое происходит до года или характерное для трехлетнего периода развития малыша. Не уделяется должного внимания речевому развитию на втором году жизни ребенка. Но период от одного года до двух лет является не менее важным в речевом становлении.

В этом возрасте малыш уже многое понимает и выполняет, но не все может выразить в словесном плане. В этом ему необходима помощь окружающих его близких людей. Для этого родителям необходимо заниматься развитием речи ребенка систематически и целенаправленно. В процессе совместного взаимодействия маме и ребенку будет легче понять друг друга, что положительным образом скажется на поведении малыша, исключит капризы и истерики.

Что конкретно происходит в речевом развитии от года до двух лет? В данный период малыш очень активно передвигается в пространстве, овладевает прямохождением и накапливает сенсорный опыт. Приобретенные новые ощущения и эмоции обязательно должны отражаться и подкрепляться в вербальном высказывании. Обычно, первое появление простых слов определяется периодом от девяти месяцев до полутора лет и в обозначается конкретными словами: мама, папа … . Очень часто в это время у ребенка отлично получается воспроизводить простые звукоподражания: му-му, ав-ав, иго - го  … . Нередко в речи появляется произнесение не целого слова, а начального или ударного слога. Важно понимать, что подобные слова произносятся в конкретной ситуации и обозначают конкретные предметы, другими словами, речевой процесс носит конкретный характер. Конечно, первые слова характеризуются обобщенным значением. Но это не то обобщение, к которому привыкли (фрукты, овощи и т.д.), малыш определяет один признак и объединяет под него разные предметы («ням – ням» может быть едой, посудой, желанием поесть или комментарием к человеку, который употребляет пищу). Со стороны родителей все произнесенные со стороны ребенка должны положительно эмоционально поддерживаться четкой правильной речью без сюсюканья.

Очень важный показатель развития, как в речевом, так и в интеллектуальном плане это указательный жест ребенка, который сопровождается речевым вопросом «ы?» (за что многие родители ругают детей, говоря, что нельзя показывать пальцем на предметы – это неприлично). Очень прилично и важно! Не стоит раздражаться, а необходимо порадоваться за малыша, его речевое развитие идет в правильном направлении. Подкрепляйте этот жест и поддерживайте его, а если у ребенка его нет, помогите его освоить. Подобным указательным движением ребенок совершает первые и важные открытия в своей жизни, ведь теперь весь окружающий для него мир, каждый предмет в нем имеет свое название – «Ы». Иными словами, это пополнение пассивного словаря ребенка, что ребенок понимает, но не может воспроизвести в полном речевом высказывании, но определяет кратким звуком «Ы». С каждым днем пассивный словарь становится шире, а при помощи родителей, которые поддерживают познавательную активность малыша, он обязательно перейдет в активный словарь (слова, которые ребенок сможет произносить самостоятельно).

Что конкретно делать родителям, чтобы активизировать не только познавательное, но и речевое развитие ребенка? Как и прежде не прекращать взаимодействие с ребенком. Если Вы уловили заинтересованный взгляд на предмет или заветный указательный жест, спокойно и четко называйте предметы и действия, используя грамматически правильно построенные немногословные фразы. Вы не должны испытывать никакого стеснения, общаясь с ребенком дома, на улице, в общественных местах. Ребенку очень важно чувствовать вашу речевую поддержку, которая сопровождается тактильными ощущениями. Ребенку быстрее и лучше запомнится слово «песок», если он его не только сам скажет (пусть на первый взгляд и непонятно), но с маминым словесным подкреплением и играми с песком в песочнице. Нужно постараться предоставить ребенку «пощупать» слово в разных вариациях. Полезным для речевого развития будет рассматривание и обсуждение не только окружающих ребенка предметов дома и на улице, но и картинок с их изображением. Ведь к двум годам ребенок неплохо различает предмет и его образ в иллюстрированном виде, поэтому необходимо чаще сравнивать реальные предметы с их изображением. Подобная работа постепенно способствует установлению связи не только между конкретными предметами и словами, но и между другими предметами и этим словом, происходит мыслительный перенос.

В процессе воспитания необходимо обучать ребенка действовать с различными предметами, чаще просить его выполнять различные простые просьбы. Малыш будет очень рад выполнить их, а в процессе обогащается его словарный запас (пассивный и активный) и коммуникативный опыт.

Идеальным сопровождением речевого развития в возрасте от одного и двух лет является художественное слово (прибаутки, потешки, попевки). Они просты для восприятия ребенка и их содержание соответствует жизненному опыту малыша, ведь они комментируют явления окружающего мира. Очень значимо, что в подобные стихотворные формы подходят для всех режимных моментов. С одними потешками (энергичными, ритмичными) легко вставать, умываться, делать зарядку, с другими (спокойными, убаюкивающими) легко настроится на сон. Более того, с помощью художественного слова развиваются мелкомоторные движения, совершенствуется телесный контакт с родителями.

И самое важное к двум годам это появление простой фразы в речи ребенка.  К концу второго года жизни у ребенка появляются фразы, которые характеризуются повелительным наклонением: «Папа, дай!», «Мама, иди!».

В этот период необходимо показывать ребенку, что вы его понимаете, и поправлять первые слова правильным речевым образцом. Не стоит переживать если у ребенка первые слова искажаются и звучат неправильно на ваш взгляд. Оценивайте все словесные высказывания положительно, это придаст малышу уверенность в своих силах и подарит ощущение понимания и поддержки со стороны близких, что непременно положительно скажется не только в речевом становлении, но и в личностном.