Коррекция просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Автор: Зарипова Элиза Динарисовна
Коррекционная работа с детьми с дизартрией представляет собой определенные трудности и так важно именно раннее выявление и коррекция нарушений просодики. В настоящее время в логопедии вопросы изучения особенностей дизартрии и коррекция остаются актуальными. Выявление и преодоление нарушение просодической стороны речи именно в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка. От того, как рано или поздно выявлены дефекты нарушения просодики, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит последующая жизнь ребенка.
1 Введение (Introduction)
По данным Т.Б Филичевой, в настоящее время повышаются требования к подготовленности детей к обучению в школе. По этой причине особую важность приобретает выявление нарушений, затрудняющих полноценной подготовке к обучению в школе [41]. По данным авторов Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой среди детей старшего дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту [19, 29]. В работах О.В. Правдиной, Р.И. Мартыновой, И.И. Панченко, О.А. Токаревой рассматривались вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых отмечалось неполноценное развитие не только звуковой стороны речи, но несформированность просодических компонентов речи [28, 30, 31, 38].
Изучением просодической стороны речи в лингвистике и логопедии занимались такие исследователи как Л.П. Блохина, Е.А. Брызгунова, Н.Д. Светозарова, Н.В. Черемисина и др., в логопедии Е.Ф. Архипова, Е.Э. Артемова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, А.Ф. Чернопольская и др. [1, 2, 9, 10, 25, 26, 34, 42].
Коррекционная работа с детьми с дизартрией представляет собой определенные трудности и так важно именно раннее выявление и коррекция нарушений просодики. В настоящее время в логопедии вопросы изучения особенностей дизартрии и коррекция остаются актуальными. Выявление и преодоление нарушение просодической стороны речи именно в дошкольном возрасте имеет огромное значение для последующей жизни ребенка. От того, как рано или поздно выявлены дефекты нарушения просодики, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит последующая жизнь ребенка.
Актуальностью проблемы определила выбор темы исследования «Коррекция просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией».
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Над проблемой нарушений речи при дизартрии мы работаем достаточно давно и пришли к пониманию того, что коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией является одной из основных направлений в коррекции дизартрических нарушений. Наши наработки в этом направлении апробируются и внедряются в образовательный процесс МБДОУ «Детский сад № 243», на базе, которой организована коррекционная работа по коррекции просодической стороны речи у детей старшего возраста с дизартрией.
3 Результаты (Results)
Обобщив взгляды разных ученых на закономерности формирования просодической стороны речи в онтогенезе, мы пришли к выводу, что просодическая сторона речи формируется на протяжении всего детства. Именно в этот период формируется основа будущей речи ребёнка. К семи годам просодическая сторона речи у детей дошкольного возраста сформирована.
Нами на основе полученных результатов обследования по методике Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной, был разработан комплекс упражнений по коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Комплекс упражнений включал в себя пять серий упражнений направленных на развитие просодических компонентов: ритм и темпа, интонации, логического ударения, голоса и тембра, и дыхания. Разработанный комплекс был соотнесён с планированием логопеда и включен в работу учителя-логопеда.
Последовательность работы включала несколько этапов. Планирование коррекционной работы учителя-логопеда по развитию просодической стороны речи у детей экспериментальной группы (на период октябрь – апрель) с использованием комплекса упражнений представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Планирования коррекционной работы по развитию просодической стороны речи у детей ЭГ
Месяц |
Этап работы |
Направления работы по развитию просодической стороны речи |
Задачи коррекционной работы |
Упражнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Октябрь-Ноябрь |
I этап
|
1. Подготовка и развитие грудобрюшного типа дыхания |
Развитие ощущений движения органов дыхания. |
С-5, упр. 5.1, 5.2 |
2. Развитие фонационного дыхания |
Развитие фонационного (озвученного) выдоха. |
С-5, упр.5.3 |
||
3. Развитие ритма речи. |
Развитие восприятия и дифференциация ритма. |
С-1, упр. 1.1 |
||
4. Развитие темпа речи |
Формирование представлений и восприятия темпа. |
С-1, упр. 1.3 |
||
Декабрь – Январь - Февраль |
II этап |
1. Развитие речевого дыхания |
Развитие собственного речевого дыхания. |
С-5, упр.5.4 |
2. Развитие модуляций голоса и тембра. |
Развитие возможности ребенка самостоятельно изменять высоту и силу голоса. |
С-4, упр. 4.1, 4.2, 4.3 |
||
3. Формирование темпа и ритма речи |
Формирование воспроизведения темпо-ритмической организации речевых и неречевых движений. Произвольного контроля за темпо-ритмическими характеристиками речи. |
С-1, упр. 1.2, 1.4 |
||
|
|
4. Формирование представлений и развитие логического ударения |
Знакомство с логическим ударением. Развитие восприятия и воспроизведения логического ударения. |
С-3, упр. 3.1, 3.2, 3.3 |
5. Формирование интонации в импрессивной речи |
Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи. Знакомство с различными видами интонации Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи |
С-2, упр. 2.1 |
||
Март - Апрель |
III этап |
1. Закрепление речевого дыхания. |
Тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста. |
С-5, упр.5.5 |
2. Формирование интонации в экспрессивной речи. |
Закрепление и дифференциация различной интонации в экспрессивной речи Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи. |
С-2, упр. 2.2 |
||
3. Развитие логического ударения в экспрессивной речи. |
Воспроизведение самостоятельно логического ударения в экспрессивной речи. |
С-3, упр. 3.4 |
||
4. Закрепление темпо-ритмической организации речи |
Формирование умения использовать различные темпо-ритмические характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи. |
С-1, упр.1.5 |
4 Обсуждение (Discussion)
Предложенный нами комплекс упражнений по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста может быть использован в практике работы логопедов и воспитателей дошкольных учреждений, а также рекомендован родителям детей с дизартрией и со стертой дизартрией. Комплекс упражнений использовался учителем логопедом в процессе логопедических занятий. Упражнения включались в индивидуальные и подгрупповые занятия детей экспериментальной группы.
В структуре логопедического занятия комплекс упражнений использовался на всех этапах занятия. Приведем примеры использования комплекса упражнений по развитию просодической стороны речи на логопедических занятиях.
Серия упражнений направленных на развитие ритма и темпа (С – 1) использовались логопедом во время логоритмических занятий. Развитие восприятия и воспроизведения ритма проводились в ходе занятия, обязательным условием проведения этих упражнений было, что они проводятся без опоры на зрительный анализатор.
Упражнения по развитию интонации (С – 3) и логического ударения (С – 2) включались логопедом чаще в основном этапе логопедического занятия.
Так, упражнения направленные на развитие дыхания (С - 5), голоса и тембра (С – 4) на логопедических занятиях чаще, использовались перед артикуляционной гимнастикой, обязательном условием было проведение упражнений до еды и в хорошо проветриваемом помещение.
Подчеркивается переход от одного этапа к другому, регламентируется только результатами коррекционной работы. Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается завершённой, когда дети используют просодическое оформление в экспрессивной речи.
5 Заключение (Conclusion)
Итак, коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией осуществляется на основе выявленных данных в ходе обследования, а также необходимо учитывать закономерности развития просодики в онтогенезе. Разработанный нами комплекс упражнений поможет в достижение эффективных результатов по коррекции и развитию просодических компонентов, которые позволят сделать речь детей с дизартрией эмоционально окрашенной, выразительной и самое главное понятной окружающим.