Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Одним из самых распространенных дефектов речевого развития в дошкольном возрасте являются различные виды нарушения звукопроизносительной стороны речи. В логопедической литературе подобные нарушения обозначаются специальным термином дислалия, относящимся к клинико – педагогической классификации. Учителя – логопеды, работающие в образовательных учреждениях, используют данное понятие в том же объеме, что и их коллеги, практикующие в медицинских учреждениях. Под дислалией принято понимать нарушение звукопроизносительной стороны речи при сохранном слухе и иннервации мышц речевого аппарата. Понятия дислалия, нарушение звукопроизносительной стороны речи, нарушение звукопроизношения являются синонимами и объединяют в себе одновременно фонетическое речевое оформление и комплекс речедвигательных навыков, которыми оно характеризуется, а именно:
- развитие речевого дыхания;
- формирование голосообразующих навыков и умений;
- воспроизведение звуков и их слияний;
- формирование и использование словесного ударения и интонационной выразительности;
Вышеописанные нарушения прослеживаются в речи детей дошкольного возраста в следующих проявлениях:
- искажение проблемного звука;
- замена одного звука другим;
- смешение звуков;
- пропуски звуков.
Характеризуя навыки звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста, мы чаще говорим о физиологических нарушениях, т. е. о нарушениях, связанными с возрастными особенностями звукопроизношения. Данные нарушения при правильно организованной речевой среде и развивающей образовательной работе над речедвигательным (артикуляционная гимнастика) и слуховым (фонематическое восприятие) анализаторами самостоятельно проходят, но это имеет место при нормальном развитии ребенка, соответствующим возрастным речевым нормам. Но, к сожалению, встречаются случаи, связанные с патологией в речевом развитии звукопроизношения.
В связи с этим, принято выделять две основные формы нарушения звукопроизношения. Все зависит от причины и локализации дефекта. Существуют:
- функциональная дислалия;
- механическая дислалия.
Функциональная дислалия, или ее еще обозначают, как возрастная, не подразумевает под собой органических нарушений речевого аппарата. Как правило, данный вид дислалии наблюдается, когда процесс усвоения норм звукопроизношения только усваивается дошкольником. Прифункциональном нарушении звукопроизношения прослеживается дефект одного или нескольких звуков. Причины возникновения функциональной дислалии подразделяются на:
а). биологические, которые характеризуются ослабленным соматическим здоровьем в сензитивный период речевого развития; задержкой психического развития или нарушения в фонематическом восприятии;
б). социальные, которые содержат в себе ограниченное социальное взаимодействие, подражание неправильным речевым паттернам окружающих дошкольника взрослых, а именно, культивация детской речи – «сюсюканья». Все это приводит к задержки правильного формирования звукопроизносительных навыков у ребенка – дошкольника.
При механической форме дислалии речь идет об отклонениях в мышечном и костном строении переферического речевого аппарата, таких как:
- врожденные расщелины мягкого и твёрдого нёба;
- короткая подъязычная уздечка;
- величинное соотношение челюстей;
- патологическое расположение и форма зубных дуг верхней и нижней челюстей.
Следует отметить, что существуют приобретенные дефекты переферического речевого аппарата. Происходит это в результате получения ребенком челюстно – лицевой травмы и возникновение подобного дефекта может произойти в любом возрасте. Механическое нарушение звукопроизношения может сочетаться с функциональным. В любом случае, когда идет речь о механическом проявлении дислалии важно консультативная помощь стоматолога, ортодонта, хирурга.
Независимо от наличия того или иного дефекта, логопедическая помощь детям должна оказываться в полном объеме. Основополагающим в таком воздействии остается формирование звукопроизносительных умений и навыков, соответствующих возрастным возможностям ребенка. Для правильного воспроизведения фонем (звуков) родного языка, ребенок должен овладеть навыками:
1. Узнавание звуков русского языка в изолированном звучании, на уровне слога, слова, предложения.
2. Дифференциация фонем (звуков) русского языка в изолированном звучании, на уровне слога, слова, предложения.
Учителю – логопеду важно своевременно диагностировать нарушение и выстроить коррекционно – развивающий маршрут совместно с родителями дошкольника. При качественно организованном логопедическом возвдействии по формированию и коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с функциональной дислалией, а в некоторых случаях и с механической, дислалия исправляется к началу школьного периода.