Индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми
Автор: Темник Анастасия Игоревна
«Индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми»
Современным веянием в специальной педагогике является индивидуализация образовательного процесса. Индивидуализация дошкольного образования заключается в создании такого взаимодействия педагога с ребенком, при котором открываются педагогические возможности для появления индивидуальной траектории развития воспитанника, учитывая его интересы, мотивы, способности, возрастные и психологические особенности и возможности. Можно отметить, что профессиональная деятельность педагога должна быть ориентирована на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка.
Согласно ФГОС дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих видах деятельности.
Хотелось бы отметить, что принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. Об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили ещё Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский.
Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Каминского. Формулируя цель обучения как принцип «научить всех всему», педагог уже в то время уже осознавал, что реализовать эту цель можно только за счет педагогических средств, методов и приемов, которые должны подбираться к каждому ребенку. В современной отечественной педагогической практике и теории одним из ярких примеров можно назвать технологию индивидуализированного обучения Унт Инге Эриховну.
Таким образом, технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
В своей работе я придерживаюсь такого определения индивидуализации – как деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он прибрел в индивидуальном опыте.
И веду работу по следующим направлениям:
* индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку как человеческому существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в свое время, в своем пространстве;
* самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которого он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации (узнает, уточняет, воспринимает информацию, используя полученные данные);
* результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий.
Индивидуализация – активное качество и проявляется, когда ребенку предоставляется выбор, когда развивается его самостоятельность. Проводя время в различных центрах активности моего кабинета, ребенок выбирает
сам вид деятельности. С этой целью в каждой зоне организованы
развивающие центры:
· Центр развития речевого дыхания;
· Центр артикуляционной гимнастики;
· Центр мелкой моторики;
· Центр пальчиковой гимнастики и игр малой подвижности;
· Центр дидактических игр.
Кроме того, в моем кабинете есть игрушки-помощники, которые помогают мотивировать ребенка на деятельность, они всегда помогут и подскажут ему в ходе занятия или игры.
Я считаю, что технология индивидуализация нацелена, прежде всего, на укрепление положительных качеств ребенка, поэтому не мало важно на своих занятиях использовать похвалу и создание положительной мотивации.
В своей работе я выделила педагогические условия, необходимые при реализации принципа индивидуализации дошкольного образования:
- признаю активную позицию ребёнка, его интересы и право влиять на процесс образования;
- предоставляю возможность выбора видов деятельности, материалов и уровня сложности выполнения задания;
- общение с ребенком носит диалогический характер;
- уважаю выбор ребёнка. Однако, следует не забывать о балансе между предложениями взрослого и инициативами ребёнка.
Таким образом, индивидуализация
– необходимая составляющая образовательного процесса в современном ДОУ. Но реализуя ее на практике, необходимо понимать, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь ребенку вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей
индивидуальности.