+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми

Автор: Темник Анастасия Игоревна

«Индивидуализация образовательного процесса как основа эффективности коррекционно-логопедической  работы с детьми»

 

Современным веянием в специальной педагогике является индивидуализация образовательного процесса. Индивидуализация дошкольного образования заключается в создании такого взаимодействия педагога с ребенком, при котором открываются педагогические возможности для появления индивидуальной траектории развития воспитанника, учитывая его интересы, мотивы, способности, возрастные и психологические особенности и возможности. Можно отметить, что профессиональная деятельность педагога должна быть ориентирована на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка.

Согласно ФГОС дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих видах деятельности.

Хотелось бы отметить, что принцип индивидуализации не является нововведением в воспитании и развитии детей. Об индивидуальной помощи ребенку в познании окружающего мира говорили ещё Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский.

Среди зарубежных педагогов важное место принцип индивидуализации занимал в трудах и практике Я.А. Каминского. Формулируя цель обучения как принцип «научить всех всему», педагог уже в то время уже осознавал, что реализовать эту цель можно только за счет педагогических средств, методов и приемов, которые должны подбираться к каждому ребенку.  В современной отечественной педагогической практике  и теории одним из ярких примеров можно назвать технологию индивидуализированного обучения Унт Инге Эриховну.

Таким образом, технология индивидуализированного обучения  это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

В своей работе я придерживаюсь такого определения индивидуализации – как  деятельность взрослого и самого ребенка по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он прибрел в индивидуальном опыте.

И веду работу по следующим направлениям:

* индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку как человеческому существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в свое время, в своем пространстве;

* самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которого он самостоятельно и избирательно обращается к различным источникам информации (узнает, уточняет, воспринимает информацию, используя полученные данные);

* результат жизнедеятельности ребенка в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий.

Индивидуализация – активное качество и проявляется, когда ребенку предоставляется выбор, когда развивается его самостоятельность. Проводя время в различных центрах активности моего кабинета, ребенок выбирает
сам вид деятельности. С этой целью в каждой зоне  организованы
развивающие центры:

·      Центр развития речевого дыхания;

·      Центр артикуляционной гимнастики;

·      Центр мелкой моторики;

·      Центр пальчиковой гимнастики и игр малой подвижности;

·      Центр дидактических игр.

Кроме того, в моем кабинете есть игрушки-помощники,  которые помогают мотивировать  ребенка на деятельность, они всегда помогут и подскажут ему в ходе занятия или игры.

Я считаю, что технология индивидуализация нацелена, прежде всего, на укрепление положительных качеств ребенка, поэтому не мало важно на своих занятиях использовать похвалу и создание положительной мотивации.


В своей работе я выделила педагогические условия, необходимые при реализации принципа индивидуализации дошкольного образования:

-  признаю активную позицию ребёнка, его интересы и право влиять на процесс образования;

-  предоставляю возможность  выбора видов деятельности, материалов и уровня сложности выполнения задания;

-  общение с ребенком носит  диалогический характер;

- уважаю выбор ребёнка. Однако, следует не забывать о балансе между предложениями взрослого и инициативами ребёнка.  

Таким образом, индивидуализация

– необходимая составляющая образовательного процесса в современном ДОУ. Но реализуя ее на практике, необходимо понимать, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть. Поэтому, чтобы помочь ребенку вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей
индивидуальности.