Логопедические сказки как средство развития детей с тяжелыми нарушениями речи" (из опыта работы учителя–логопеда)
Автор: Пирумян Диана Михайловна
Учитель – логопед в работе с детьми ставит следующие задачи: развитие и коррекция звуковой и смысловой стороны речи ребенка, обогащение и активизация словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной устной речи, нивелирование трудностей контактов сокружающими взрослыми и детьми.
Отмечу, что для реализации выше поставленных задач я активно использую логопедические сказки в работе с детьми младшего школьного возраста. В сказках большое количество пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, которые способствуют развитию образного мышления, связной речи ребенка, умения участвовать в диалоге, слушать другого, рассказывать и пересказывать.
В данной статье мы остановимся на примере использования сказки на логопедических занятиях в работе с младшими школьниками, которые имеют те или иные нарушения речи.
Итак, логопедическая сказка позволяет учителю-логопеду в опосредованной для ребенка форме влиять на развитие речевых и психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение и др. На групповых или индивидуальных логопедических занятиях с использованием элементов сказкотерапии идет постоянное воздействие на речевые функции ребенка.
Сказка – это доступный и понятный детям жанр с точки зрения его смысла и содержания, но они многогранны и не так просты, как кажется на первый взгляд. Сказки, которые мы используем на своих занятиях, затрагивают различные проблемы, с которыми в реальной жизни сталкивается (или же может столкнуться) ребенок: трудности в общении с окружающими, различные страхи, внутренние переживания, возрастные трудности.
В своей деятельности я с особой тщательностью подхожу к отбору сказочных историй. Обязательно ориентируюсь не только на возраст детей – участников занятий, но и на имеющиеся у них проблемы, интересы, уровень речевогоразвития и т.п. Подбор сказок может быть различным. Например, целый цикл сказочных историй, в которых действуют одни и те же герои (лисичка, медведь, заяц и т.п.), попадающие в различные ситуации. Это удобно, так какребенок быстрее привыкает к сказочным героям, ассоциирует себя с ними.
Весь процесс коррекционной работы с группой детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста можно условно разделить на три этапа.
Подготовительный этап. Цель этапа – объединение детей в группу. Учитель - логопед объясняет детям правила поведения на занятии, действия в той или иной ситуации, знакомит участников группы с «ритуальными моментами».
Игры и сказки, используемые на подготовительном этапе, носят в большинстве своем не проблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. Здесь важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно, установили контакт друг с другом и логопедом,адаптировались в новой и незнакомой для них ситуации, усвоили «ритуальные» моменты. Занятие начинается с «ритуального момента» и обсуждения событий, произошедших в жизни детей с момента последнего занятия (обсуждение их успехов, неудач, неприятных ситуаций и т.п.). Далее логопед предлагает детям прослушать сказку и рассказать её всей группой (каждый участник группы по очереди рассказывает лишь кусочек сказочной истории). После пересказа сказки детям предлагается выполнить рисунки по сказке, отразить в них свое отношение к сказочным героям, их приключения и обсудить их.
На этом этапе в рисунках детей, как правило, еще не отражены их проблемы и переживания, это скорее первый этап на пути осознания своих проблем. Логопед не должен проявлять негативное отношение к рисункам детей, здесьважно их принимать такими, как есть. Завершается занятие подведением его итогов. Затем начинается следующий этап работы, когда дети уже адаптировались, познакомились друг с другом и почувствовали себя свободно.
Основной этап. Цель этапа – помочь ребенку в решении речевых и психологических проблем и преодолении нежелательных черт характера. На занятиях, проводимых в рамках данного этапа, я использую различныелогопедические игры и предлагаю детям логопедические сказки с элементами сказкотерапии. Речевые игры направлены на коррекцию и развитие речи ребенка. Психотерапевтические – на разрешение трудностей и проблем детей, сплочение их и осознание групповой поддержки. Здесьвозможно проведение специальных логопедических упражнений в игровой форме.
Отмечу, что в атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Завершающий этап. Цель этапа - подведение итогов, оценка работы всех участников занятия.
Таким образом, через использование логопедической сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи. Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственныхкачеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логопедических сказок:
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса и закрепление знаний грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Основными приемами сказкотерапии при формировании связной речи являются:
- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А что случилось дальше?»
- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник, друг.
- Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
- Придумывание нового сюжета известной сказки, меняя персонажи местами.
- Придумывание собственных сказок с различными героями, опираясь на алгоритм составления сказки (игра «Жили-были»)
Рассказывание сказок сопровождается действиями на магнитной доске, в настольном и кукольном театре.
Итак, в рамках совместного педагогического проекта по использованию сказок учителем-логопедом и психологом была создана игра «Расскажи мне сказку», которая является своего рода логопедической сказкой.
Основной целью данной игры является развитие связной речи и коррекция эмоционально-волевой сферы. Были придуманы двенадцать пиктограмм, имеющие определенное значение. Соответственно им разработаны двенадцать кубиков-подсказок с изображениями различных предметов, действий, эмоций и чувств.
На первых этапах игры, педагог выставляет в соответствии с сюжетом пиктограммы, а дети, используя кубики-подсказки, сочиняют сказку. На втором этапе игры дети сами выставляют пиктограммы и соответственно сочиняют сказку, подбирая кубики. На третьем этапе игры дети подбрасывают кубики. В зависимости от того, что выпало выкладывают пиктограммы и составляют сказку.
Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию. У детей активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.
Таким образом, подводя итог выше сказанного, делаю вывод, что логопедическая сказка в работе учителя-логопеда играет незаменимую роль.