Нейропсихологические игры в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ
Автор: Морозова Елена Владимировна
Нейропсихологические игры в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ
Нарушение речи обычно сопровождается вторичными отклонениями, природа которых разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно психическом статусе ребёнка, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.
Речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития в ЦНС, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития координации и моторики.
Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным технологиям и методикам.
- Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Нейропсихологические упражнения (нейроигры) помогают оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Младшие школьники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.
Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.
Кроме того, нейроигры – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.
- «Колено – локоть» (автоматизация в словах) Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
- «Ухо – нос» (автоматизация звука в чистоговорках) Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
- «Колечко» (автоматизация звука в обратных слогах). Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение отлично подходит для автоматизации звуков.
- «Симметричные рисунки или двуручное рисование» Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками. Важно, чтоб руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).
- «Кулак-ребро-ладошка». Упражнение для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков.
- «Ассоциация». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например, «Солнце», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например, «лето, море, желтое, светит и т. д.» Возвращает мяч, называет слово.
- «Зеркало». Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.
- Игры с мячом (обычными, прыгунами, кинезиологическими). Два игрока бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.
- перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;
- передача соседу и наоборот («Скажи наоборот», «Один-много»);
- перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).
- Основные виды движений с одним мячом или мешочком:
- броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;
- броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками.
- эти упражнения на автоматизацию звуков, живое-неживое, летает-не летает и т.д. Например, на звук [P] отбивать правой рукой мячик, на звук [Л] левой.
Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.
Нейроигры можно применять не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Нейроигры — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Литература:
1. Агафонова И.Н. Готовимся к школе. - С.-Пб., МИМ, 1997.
2. Бабкина Н.В. Радость познания. - М., Аркти, 2000.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры к упражнениям. - М., БУК-МАСТЕР, 1993.
4. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума - М., Просвещение, 1997.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., АРКТИ, 2000.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М., Просвещение