+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование интерактивного образовательного комплекса "Magium" в работе учителя-логопеда

Автор: Сосновская Александра Юрьевна

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи).

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.

Цель:  формирование знаний умений и навыков через применение информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях.

Использование ИКТ позволяет решать следующие задачи:

1.      Повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.

2.      Активизация познавательной деятельности детей.

3.      Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

4.      Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие самоконтроля, активности, мелкой моторики рук, а также развитие и координация психических процессов.

5.      Обеспечение психологического комфорта на занятиях.

6.      Формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

Magium - это интерактивный пол, использующий технологию дополненной реальности, позволяющий реализовать подход обучение в движении.

Мир, в который погружается ребёнок, создаётся с помощью компьютера, проектора и датчика движения. Реальность, воспринимаемая ребёнком, является интерактивной поверхностью, реагирующей на нажатие с использованием реальных предметов и игрушек, применяемых педагогами в ходе занятия.

С помощью датчика движения, который считывает нажатия, размер, цвет фигур, количество детей, взаимодействие с предметами и интерактивной поверхностью происходит в реальном времени.

С Magium обычные полы становятся интерактивной поверхностью. Заниматься могут дети любого возраста и уровня физического развития. При этом принимаются во внимание индивидуальные особенности каждого. Такой интерактивный пол откликается не только на надавливания. Он способен определить габариты и цвет геометрической фигуры, рост ребенка, его движения.

Magium дает возможность проведения командных игр для детей в группах. Педагог с его помощью с легкостью может разнообразить процесс обучения. Интерактивное поле полностью безопасно, устойчиво к воздействиям извне.

Стоит отметить, что использование Magium не заменяет обычное логопедическое занятие, а дополняет и расширяет возможности педагога и детей.

Элементы занятия по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия

На подготовительном этапе работа над развитием фонематического восприятия осуществляется на материале неречевых звуков. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки.

В Игре «Волшебная шляпа» ребенку нужно догадаться, что/кто издает заданный звук.

«Паровозик». Данная игра развивает фонематическое восприятие и навыки звукового анализа. Рассаживаем «пассажиров» по вагонам. Ребенку необходимо определить слово в нужный вагон, в соответствии с количеством слогов в данном слове.

Элементы занятия по автоматизации и дифференциации звуков в речи

Материал по автоматизации дополняется играми на развитие высших психических функций. Ребенок произносит речевой материал, а после выполняет задание на полу.

Элементы занятия по развитию лексико-грамматических средств языка

Занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи направлены на преодоление нарушений языкового развития и раскрывают наиболее значимые моменты коррекционной работы: обогащение объёма пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, введение слова в систем лексических связей, организация семантических полей, формирование грамматического значения слова, развитие коммуникативных навыков.

В игре «Волшебное зеркало» дети расширяют представления о разнообразных профессиях, развивают связную речь. Встав в «область» перед зеркалом, в отражении  - ребенку присваивается профессия. Через несколько секунд вокруг этой области появляются картинки – предметы, опираясь на которые, ребенок выстраивает предложение.

Игра «Заклинания». В данной игре развиваем речевую активность и расширяем кругозор. Задача ребенка: произнести слово (например, прилагательное, глагол, существительное), относящееся к этому животному и класть фигуру на первый камень.

В игре «Прятки» дети обучаются понимать предлоги и правильно использовать их в речи. Ребенку необходимо наступить на изображение, в соответствии с заданием.

Элементы занятия по развитию связной речи

Занятия по развитию связной речи предполагают овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

«Составь рассказ». Составление описательного рассказа по опорным признакам.

«Карусель признаков». Дети соотносят признаки с предметами и учатся описывать объекты.

Элементы занятия по подготовке к обучению грамоте

Основные задачи по подготовке к обучению грамоте, это развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи.

«Буквозелье». Данная игра учит детей составлять звуковые схемы и анализировать их. Задача ребенка: наступать на фрукт нужного цвета и составлять схему, в соответствии с заданием.

«Светличек». Формируем у детей интерес к чтению, умение складывать слова из слогов, читать слова. Напротив каждого ребёнка – изображение из набора слогов, ребенок из них составляет слово и выкладывает разные фигуры в область под слогами.

«Мостик». Развиваем навыки звукового анализа. Ребенку необходимо составить схему слов для этого выкладываем в область под буквой фигуру нужного цвета.

При составлении графика проведения занятий с интерактивным полом было выявлено, отсутствие игр на некоторые темы в соответствии календарно-тематическим планированием. Это и индивидуальные потребности детей стимулировали педагогов ДОУ к созданию творческой группы для разработки авторских игр и пособий для развития психологической базы речи, автоматизации, дифференциации звуков, развития лексико-грамматического строя речи.

Итак, интерактивный образовательный комплекс «Magium» в работе учителя-логопеда  - новое мощное средство для интеллектуального и речевого развития детей. Информационно-коммуникационные технологии являются средством оптимизации коррекционно-педагогического процесса, т.к. они определяют выбор такой модели его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий воспитанников и учителя-логопеда. Для педагога – это путь к совершенствованию системы коррекционного процесса через совершенствование самого себя, как педагога,  мобилизация педагогического творчества, стимулирование обмена опытом, повышение самооценки.

Литература:

1.      Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2.      Емельянова И.Е, Котлованова О.В., Практическое и методическое пособие по использованию пола Magium. Остров ТРИЗ / И.Е. Емельянова – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2020. – 24 с.

3.      Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

4.      Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6

5.      Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Энциклопедия образовательных технологий. – М.:  НИИ Школьные технологии, 2005. – 208с.

6.      Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду – Л., 2005. – № 5,6

7.      Шелосова А.В.,Токшина Ж.А., Практическое и методическое пособие по использованию пола Magium / А.В. Шеломова – Челябинск: ИП Мякотин И.В., 2020. – 27 с.