+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Консультация для педагогов и родителей "Стоит ли переучивать левшу?

Автор: Семенова Елена Валентиновна

В повседневной жизни мы практически не замечаем, что весь окружающий мир создан под работу правой руки, иными словами, для правшей. Перед многими родителями стоит вопрос, стоит ли переучивать своего ребенка, «переделывать» его под окружающую действительность? Можно сразу успокоить родителей, переживающих за своего малыша, что данный факт никакого вреда для психического и физического здоровья не имеет и лучше всего никаких попыток по исправлению не предпринимать. Единственное, что необходимо в подобной ситуации тщательная диагностика с целью определения ведущего полушария ребенка. После проведенных диагностических мероприятий, учитывая все особенности дошкольника, необходимо найти правильные методы воспитания, обучения, и, если этого требует ситуация, коррекции.

Стоит отметить, что у детей дошкольного возраста работа ведущей руки определяется ближе к четырехлетнему возрасту, а до этого периода доминирование в работе рук может иметь плавающий характер. А вот, если к четырехлетнему возрасту ребенок предпочитает делать все при помощи левой руки, и тем более кто - то из родных тоже имеет такую особенность, то переучивать ребенка не нужно. В этом случае лучше провести качественную диагностику на ведущее полушарие у педагога – психолога и скорректировать методы воспитания и обучения.

Встречаются случаи, когда дошкольник владеет в одинаковой мер и левой и правой рукой, такой ребенок называется «амбидекстром». Такие дошкольники без особых усилий используют в бытовом и учебном плане работу обеих рук, могут рисовать правой рукой, а вырезать ножницами - левой.

Возвращаясь к теме переучивания левшей, нужно вспомнить, что до недавнего времени, переучивание леворуких детей было вполне обычным явлением. Педагоги старательно переучивали детей, используя различные методы и не препятствовали этому процессу врачи. В наше время ситуация кардинально изменилась. С точки зрения физиологический процессов, леворукость отражает сложившуюся систему работы полушарий головного мозга и потому принудительное изменение работы данной ситемы ведет к неблагоприятным последствиям, которые проявляются в интеллектуальном и поведенческом плане. Другими словами, переучивание леворукого дошкольника приводит к специфическим изменениям в его психике, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии, подрывает физическое здоровье и собственное благополучие ребенка, а также семейное. Какие же изменения можно наблюдать в состоянии ребенка, если вы все-таки встали на путь «исправления»:

- вспыльчивость,

- раздражительность.

- капризность,

- снижение аппетита,

- вялость и многое другое.

На фоне описанных проявлений могут возникнуть еще более серьезные нарушения:

-частые головокружения,

- головные боли,

- нервные тики,

- частые запинки в речи или заикание.

Поэтому перед тем, как начать работу по переучиванию леворукого ребенка, стоит максимально тщательно взвесить все «за» и «против» данного процесса.

С другой стороны, для повышения эффективности воспитания и обучения леворукого дошкольника, родителям нужно понимать и знать, что процесс подготовки к школьному обучению имеет свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать.

Ребенка нужно научить правильному положению за учебным столом, позиции ручки в руке, расположению тетради и учебника на рабочей поверхности. В процессе учебной деятельности обеспечить направление источника света с правой стороны. На первых этапах обучения можно наклеить на рабочей поверхности стола карточки с указанием пространственных позиций по отношению к ребенку (лево – право, верх – низ, середина). Это поможет ребенку гораздо быстрее ориентироваться в пространстве, ведь именно зрительно – пространственные представления и зрительно – моторные координации представляют сложность для леворуких детей. Поэтому необходимо включать в работу с ребенком не только упражнения для тренировки моторики, зрительно – пространственного восприятия, но организовать правильно учебную и пространственную среду вокруг ребенка.

В заключении, необходимо отметить несколько советов родителям, котрые воспитывают леворукого ребенка:

1.     Не показывать и не высказывать негативного отношения к тому, что у вашего ребенка ведущая левая рука.

2.     Придерживаться единой системы требований в семейном воспитании, не проявлять несогласованность требований между родителями по отношению к ребенку, такое поведение еще более усложнит ситуацию.

3.     Научиться внимательно относиться к своему малышу, видеть и различать его эмоциональное и физическое состояние, помогать преодолевать проблемы и сложности, ведь именно леворукие дети более трепетные и ранимые личности.

4.     Помнить, что леворукость является индивидуальным вариантом нормального развития ребенка, поэтому трудности в воспитании и обучении ребенку могут связаны с другими проблемами.

5.     Не переучивать ребенка, если вы заметили, что после четырехлетнего возраста он все делает левой рукой, подобное «переделывание» может привести к серьезным нарушениям не только физического здоровья, но и психического.

6.     Не переучивать ребенка в том случае, если качество продуктивной деятельности ребенка (рисование, письмо и т.д.) вас не устраивает.

7.     Научить леворукого ребенка с дошкольного возраста правильно держать ручку, сидеть за столом и располагать источник света с правой стороны.

8.     Знать, что методика безотрывного письма ни в коем случае не применятся в работе с леворукими детьми.

9.     Не стоит убеждать себя в том, леворукий ребенок нуждается в специальном внимании и подходе.

10.  Не перегружать ребенка чрезмерными физическими и эмоциональными нагрузками.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что успешность леворукого ребенка зависит от понимания любви, терпения, а, главное, от умения вовремя оказать помощь и поддержку.