Развитие фонематических процессов как компонент процессов как компонент готовности к чтению и письму
Автор: Осипова Татьяна Анатольевна, Сафарова Равиля Рамильевна
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ К ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Сразу правильно и чётко произносить все звуки получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Итак, развитый фонематический слух позволяет:
1. Правильно произносить звуки;
2. Четко произносить слова;
3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно) ;
4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
5. Успешно освоить письмо и чтение.
Таким образом, развитие речи основывается на речевом слухе, то есть умении анализировать услышанные звуки. Речевой слух делят на:
· физический – это способность слышать окружающие звуки.
· фонематический – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Так как заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коса-коза».
Если ребенок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Это в дальнейшем может помешать овладению процессами чтения и письма.
Возможные ошибки при чтении и письме
Например, ребёнок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
· заменять звонкие звуки на глухие,
· твёрдые на мягкие,
· путать свистящие и шипящие звуки, соноры.
Таким образом, ребенок в школе будет писать не то, что ему сказали, а то, что услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. И если ребенок неправильно произносит звуки, то и диктовать себе на письме будет неправильно.
Развитие фонем процессов – основа для развития письма и чтения
Тренировать фонематический слух необходимо! Чем раньше развивать фонематический слух у ребёнка, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет читать и писать.
Развитие фонематического слуха с дошкольниками лучше проводить через игру. Давайте мы с вами поиграем!
Игры для развития фонематических процессов
Я читаю стихотворение, ваша задача выбрать из нескольких слов одно, сходное по звучанию, чтобы получилась рифма.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные… (перина, подушка, рубашка)
Ой, ребята, верь, не верь –
От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)
От грязнули даже стол
Поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал)
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то…(спички, щётку, ножик)
Игра «Слово-шпион»
Вам нужно назвать слово, которое отличается от остальных.
Канава – канава – какао – канава
Ком – ком – кот – ком
Утёнок – котёнок – котёнок – котёнок
Будка – буква – будка – будка
Винт – винт – бинт – винт
Минута – монета – минута – минута
Усложнение: из 4 созвучных слов ребёнок должен выбрать слово, которое отличается от всех по звуковому составу: Мак – бак – так – банан, Сом – ком – индюк – дом, Лимон – вагон – кот – бутон.
Игра «Потеряшка»
Я называю слова, а вам нужно определить, чем отличаются эти слова, назвать тот звук, который изменился.
Кит – кот, жук – сук, дом – дым, бак – так, лак – мак, утка – дудка, ватка – ветка.
Игра «Я скажу, ты повтори» – игра с мячом
Я называю слова, схожие по звучанию, ваша задача их повторить. Называет тот, кому попал мяч.
Мак – бак – так Моток – каток - поток
Ток – тук – так Батон – бутон - бетон
Бык – бак – бок Будка – дудка - утка
Дам – дом – дым Нитка – ватка - ветка
Ком – дом – гном Клетка – плёнка – плётка
Различение слогов по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости
Я буду называть твёрдые слоги, а ты их мягкие пары и наоборот. Также со звонкими-глухими звуками.
Игра «Колокольчики»
Колокольчики разного цвета. Педагог придумывает на каждый колокольчик слог (ма-на-па). И просит ребёнка – «Послушай и звени тем колокольчиком, где было ПА».
Игра «Собери чемодан»
Мы отправляемся в путешествие. Возьмём с собой только те предметы, в названии которых есть звук Р. Назови мне предметы с этим звуком?
Игра «Звуковой кубик»
Посмотри на кубике есть цветные квадраты: красный обозначает гласный звук, синий – твёрдый согласный, синий с колокольчиком – звонкий твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный, зелёный с колокольчиком – звонкий мягкий согласный и белый – задание сюрприз.
Ваша задача бросить кубик и придумать слово с данным звуком.
Игра «Отгадай слово»
Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово.
Таким образом, развитие фонематического слуха является основой правильной речи.