+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Фольклор как средство развития речи дошкольников

Автор: Мосина Светлана Вячеславна

Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

 

На современном этапе в логопедической практике используются разнообразные  средства и методы устранения и предупреждения отклонений в речевом развитии детей.  

 Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование в логопедической работе русского фольклора. Фольклор  дает прекрасные образцы речи,  подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком; является и средством развития дошкольников, и  средством профилактики и коррекции речевых нарушений. Многие потешки, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития мыслительных операций. Это повышает уровень речевого развития дошкольников с ОНР, развивает их творческие, познавательные и коммуникативные способности. В коррекционной работе используются практически все  виды фольклора: скороговорки, считалки, пословицы, приговорки, заклички, прибаутки, потешки, загадки, хороводные игры. Использование фольклора целесообразно на каждом этапе логопедического сопровождения. Произведения устного народного творчества уместно применять в разных видах деятельности: групповых и индивидуальных формах логопедической работы, в процессе игр, встреч, прощаний. Фольклор оказывает большое влияние на развитие ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

 

 

Народные игры, также как и дидактические, подвижные,  сюжетно-ролевые   имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.

Игра выполняет множество функций в плане развития речи:

        формирование мотивации к процессу говорения;

        воспитание  внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;

        развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;

        пополнение и активизация словаря;

        совершенствование грамматического строя речи;

        совершенствование монологической и диалогической форм речи;

        развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

        усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;

        воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает , меньше устаёт. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но  ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации  поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.  Развитие движения  напрямую  связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую. Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как  элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся  подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её  в совместной деятельности с ребёнком.

Учитель-логопед, играя с детьми с речевыми нарушениями в народные  игры, решает следующие главные задачи:
    Обогащение  словарного  запаса  ребенка (дети знакомятся с новыми словами и их предназначениями «лапта», «салки», «быль», «небыль», «горелки»  «белая ворона» и т.д.);
Формирование  сенсомоторной  стороны  речи (цвет и движение) в таких играх как «Краски», «Светофор»,  «Кот, кот какая сметана», 

Развитие  навыков  связного высказывания (когда игра  требует речевого высказывания  - чистоговороки, считалки),
Пример:   Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо птички летя,
Птички летят, колокольчики звенят.

 Развитие просодической стороны речи (высота голоса, сила голоса, интонации «У Медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т.д.);
   Развитие дыхания (дыхательная гимнастика);
  Развитие общей  моторики  («Дед Тимофей», «Два мороза» и д.т.)
Народная игра у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями  речи развивает   внимательность,  речь, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, что способствует их коррекции речи и успешного дальнейшего обучения в школе.