Фольклор как средство развития речи дошкольников
Автор: Мосина Светлана Вячеславна
Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
На современном этапе в логопедической практике используются разнообразные средства и методы устранения и предупреждения отклонений в речевом развитии детей.
Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование в логопедической работе русского фольклора. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком; является и средством развития дошкольников, и средством профилактики и коррекции речевых нарушений. Многие потешки, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития мыслительных операций. Это повышает уровень речевого развития дошкольников с ОНР, развивает их творческие, познавательные и коммуникативные способности. В коррекционной работе используются практически все виды фольклора: скороговорки, считалки, пословицы, приговорки, заклички, прибаутки, потешки, загадки, хороводные игры. Использование фольклора целесообразно на каждом этапе логопедического сопровождения. Произведения устного народного творчества уместно применять в разных видах деятельности: групповых и индивидуальных формах логопедической работы, в процессе игр, встреч, прощаний. Фольклор оказывает большое влияние на развитие ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.
Народные игры, также как и дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые имеют одну общую черту: они по своей сути являются развивающими, так как абсолютно любая игра развивает психические процессы - познавательные, эмоциональные, коммуникативные.
Игра выполняет множество функций в плане развития речи:
формирование мотивации к процессу говорения;
воспитание внимания к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
развитие звуковой культуры речи: артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, интонационной выразительности речи;
пополнение и активизация словаря;
совершенствование грамматического строя речи;
совершенствование монологической и диалогической форм речи;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы, жестов, использование их в практике общения;
воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.
такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает , меньше устаёт. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитие движения напрямую связано с развитием речи. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую. Подвижные игры в занятии по развитию речи можно использовать как элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д. Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
Учитель-логопед, играя с детьми с речевыми нарушениями в народные игры, решает следующие главные задачи:
Обогащение словарного запаса ребенка (дети знакомятся с новыми словами и их предназначениями «лапта», «салки», «быль», «небыль», «горелки» «белая ворона» и т.д.);
Формирование сенсомоторной стороны речи (цвет и движение) в таких играх как «Краски», «Светофор», «Кот, кот какая сметана»,
Развитие навыков связного высказывания (когда игра требует речевого высказывания - чистоговороки, считалки),
Пример: Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо птички летя,
Птички летят, колокольчики звенят.
Развитие просодической стороны речи (высота голоса, сила голоса, интонации «У Медведя во бору», «Гуси-лебеди» и т.д.);
Развитие дыхания (дыхательная гимнастика);
Развитие общей моторики («Дед Тимофей», «Два мороза» и д.т.)
Народная игра у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями речи развивает внимательность, речь, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, что способствует их коррекции речи и успешного дальнейшего обучения в школе.