ОНР I уровня. Особенности логопедической работы
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Консультация для педагогов и родителей.
Первый уровень общего недоразвития речи характеризуется ограниченностью речевой активности дошкольника. Ребенок дошкольного возраста произносит несколько слов и звукоподражаний, да и они не обладают четкостью и ясностью для окружающих его близких. Речевое высказывание остается на лепетном уровне, а предложения имеют однословную составляющую. Активно ребенком используются мимика и жесты, произнесение звуков искажено, в словах он также их не различает. Пассивный словарь ребенка гораздо богаче активного
Зная и понимая вышеописанные особенности, перед учителем – логопедом стоит трудная задача – показать, а во многих случаях и убедить родителей в том, что ребенок, имеющий подобный уровень речевого недоразвития никогда спонтанно не исправится. Данная проблема будет расти вместе с ним, лишь усугубляясь и «притягивая» отставание в познавательной сфере. Коррекционно-развивающая работа по развитию речи длительный и трудоемкий процесс, требующий внимания не только одного специалиста, а слаженного и взаимодействия учителя – логопеда, воспитателя, родителей. Только при таком воздействии можно говорить о положительном результате в развитие речевой деятельности ребенка.
При построении коррекционно – развивающего маршрута для детей, имеющих ОНР 1 уровня, необходимо учитывать следующие направления:
1. Развитие понимания обращенной к ребенку речи.
2. Развитие самостоятельной речевой активности посредством подражания правильной речи окружающих ребенка близких.
3. Составление простого предложения из двух слов на основе элементарных словообразований.
4. Целесообразно организовывать детей небольшими подгруппами, состоящими из двух – трёх человек. При проведении занятий рекомендуется использовать игровые методы и приемы, направленные на мотивационную основу речи. Организованная подобным образом коррекционно – развивающая деятельность не должна быть продолжительной и утомительной для детей.
Основа коррекционно-развивающей работы -расширение понимания, обращенной к ребенку речи строится на развитии у него представлений о предметах и явлениях окружающего мира, понимании слов, предложений, которые хорошо знакомы и понятны ребенку и отражают его предметное окружение.
С первых занятий, любые действия и слова учителя – логопеда (соответственно воспитателя и родителей) подкрепляются наглядными образами, картинками, действиями. В обращении к ребенку, все участники коррекционно – развивающего процесса должны следить за своей речью, говорить четкими и короткими фразами, состоящими из двух – трех слов.
Дети легче воспринимают и понимают (импрессивную речь) названия предметов и действий с ними, когда показ, название предметов и действий с ними сопровождается показом со стороны взрослого или совершается самим ребенком. Постепенно ребенок учится различать признаки предметов, опираясь на свои ощущения: тактильные, слуховые, обанятельные и вкусовые.
Одновременно с развитием предметного словаря проводится работа по формированию и пониманию грамматических значений. На первых этапах особое внимание уделяется умениям:
- различать формы единственного и множественного числа имен существительных;
- различать глаголы близкие по значению (шьёт – вяжет и т. д.); близкие по звучанию (несут – везут и т.д .)
- различать слова- предметы, противоположные по значению (антонимы);
- различать слова - действия, противоположные по значению;
- различать слова – признаки, противоположные по значению.
Работа над формированием пассивного словаря дает возможность ребенку различать словесные понятия, понимание словесных понятий и речевых инструкций контролируется ответным действием ребенка.
В процессе систематической коррекционно – развивающей логопедической работы можно достичь успешности в:
- понимании обращенной к ребенку речи не только окружающих его взрослых, но и сверстников в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- умении самого дошкольника фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- воспроизведении и самостоятельном повторении слоговой структуры слов, используемых в речи окружающих, так и в самостоятельной;
- использовании в собственной речи простых и распространенных предложений, а также в умении объединить их в последовательный рассказ;
- овладении навыками небольшого последовательного пересказа с опорой на наглядность, элементарными диалогическими навыками;
- понимании и использовании словообразовательными знаниями и умениями, а именно уметь образовывать имена существительные от глаголов, имена прилагательные от существительных и глаголов;
- образовании и употреблении в активном словаре уменьшительно – ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
- умении использовать грамматические конструкции в самостоятельной речи в соответствии с нормами русского языка;
- согласовании падежных, родовидовых и временных окончаний слов;
- использовании простых предлогов адекватно инструкциям окружающих взрослых и в собственной речи.
Формирование у ребенка дошкольного возраста представлений об окружающем мире неразрывно связано с речевым, познавательным и социально – личностным развитием ребенка. Соответственно, проводя коррекционно – развивающие логопедические занятия в данном направлении, мы будем способствовать активизации не только речевому развитию дошкольника, но и его познавательной деятельности, а также интеграции и социализации. Логопедическое воздействие, осуществляемое учителем – логопедом в рамках индивидуальных и фронтальных занятий должна быть составной частью всей системы коррекционной работы.