Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию цветовосприятия у детей младшего возраста с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений
Автор: Багапова Елена Фаритовна, Кодак Ирина Борисовна
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе по развитию цветовосприятия у детей младшего возраста с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений»
В стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании логопеду и воспитателю приходится работать с детьми не только с тяжёлыми нарушениями речи, но и детьми с нарушением интеллекта, детьми-инвалидами.
Наши дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречается повышенная эмоциональная истощаемость, они не имеют достаточный сенсомоторный опыт, испытывают затруднения в процессе развития мелкой моторики рук, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы. Им сопутствуют речевые нарушения, задержка психологического развития.
Для успешности воспитания и обучения наших детей с ОВЗ нам необходимо тесное взаимодействие между учителем- логопедом и воспитателем.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находимся в постоянном поиске эффективных, современных образовательных технологий, которые адаптированы в применении с такими детьми. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Именно поэтому в этот период следует начинать сенсорное развитие ребёнка. Это, прежде всего развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Для развития сенсорных способностей ребёнка важно чтобы окружающий мир был обогащён развивающей предметной средой; правильно подобраны пособия и игры, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные и слуховые ощущения.
Значение сенсорного развития в младшем школьном возрасте трудно переоценить: именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Цветовосприятие - это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую.
Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом, так как цвет – одно из наиболее глубоких и красочных выразительных средств. Цвет – это яркая сторона детства! И это действительно так. Он оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем, если мы педагоги вместе с родителями не откроем его детям; не научим видеть в предметах цветовое разнообразие. Используя карандаши и краски, дети могут передавать своё отношение к происходящему, чувства, переживания; начинают замечать красоту окружающего мира.
Главное и необходимое условие для нас – учителя-логопеда и воспитателя – это систематически и последовательно знакомить детей дошкольного возраста с цветом окружающих предметов и явлений; чтобы они могли свободно ориентироваться в цветовом богатстве, и использовать всю цветовую палитру в своем изобразительном творчестве. Как уже было отмечено раннее, цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Ребёнок и цвет – вещи взаимосвязанные, поэтому цвет для ребёнка – особая «палочка-выручалочка» в любых ситуациях.
Всё это побудило использовать цветотерапию, как оригинальный метод для работы с детьми. Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, поэтому весь процесс обучения строится на примере игр.
Существуют традиционные дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные), т.е. купленные в магазине; и нетрадиционные (игры-тренажёры), сделанные своими руками из бросового материала, а это: пробки от пластиковых бутылок; шнурки; ленты-липучки; атласные ленты; куски ткани, линолеума и т.д.; предназначенные в первую очередь для развития мелкой моторики руки ребёнка, а также для знакомства с сенсорными эталонами: величина, форма, цвет.
Сегодня в ассортименте магазинов предоставлено большое количество всевозможных развивающих игр, а ведь одной игры для малыша мало, ему нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно сделать в домашних условиях серию простых, доступных и интересных развивающих игр своими руками, затратив на это совсем немного времени и средств. Сейчас семейные поделки стали редкостью, а раньше это было хорошим и полезным времяпрепровождением для многих семей.
Рассмотрим некоторые варианты игр на развитие чувства цвета, которые можно сделать родителям вместе со своими детьми, а потом обыграть их в повседневной жизни. И вы увидите, дорогие родители, с каким вниманием, любовью и благодарностью малыши будут заниматься этим увлекательным делом вместе с вами. И всё это пойдёт только на пользу вашему малышу!
Практическая часть. Логопед и воспитатель предлагают проиграть в разные игры (это игры, которые можно купить или сделать своими руками)
Вывод: таким образом опыт работы показывает, что используя такие формы работы в практике с детьми ОВЗ дает хорошие результаты: дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогами материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными, а значит, образовательная деятельность проходит более эффективно.