Особенности логопедического обследования детей
Автор: Семенова Елена Валентиновна
Статья для педагогов и родителей.
В условиях работы дошкольного или школьного логопедических пунктов перед учителем – логопедом постоянно встает вопрос – как дифференцировать детей с первичными речевыми нарушениями от детей, имеющих интеллектуальную недостаточность? У двух указанных категорий имеются множественные сходные проявления, соответственно, определены и существенные различия. Нужно отметить, что одинаковые по внешним проявлениям речевые нарушения объясняются разными причинами.
Поэтому, точная диагностическая работа с детьми, проводимая в краткосрочный период обследования в условиях медико-психолого-педагогической комиссии, усложняется. Связано это с тем, что у некоторых категорий детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи при неблагоприятных условиях воспитательного о обучающего процесса, возникают вторичные проявления отставания общего развития. Происходит довольно неприятная ситуация, когда детей, имеющих первичный речевой дефект в совокупности с педагогической запущенностью, относят к категории воспитанников или учащихся с интеллектуальными нарушениями, и наоборот. Чтобы избежать подобной ошибки, необходимо, как можно более точно провести диагностическую работу, касающуюся речевого и интеллектуального уровня развития ребенка.
Вопросы, касающиеся диагностики нарушений речи достаточно сложные и требуют участия не одного квалифицированного специалиста. Поэтому рекомендуется начинать обследование ребенка в условиях комиссии со специалистов медицинского профиля. Врач, учитывая весь анамнез развития ребенка, который включает в себя:
1. Фактор наследственности.
2. Особенности беременности, родов, постродового периода.
3. Особенности раннего развития малыша (речевого и нервно - психического).
4. Условия быта.
Стоит отметить, что данные подобного обследования не могут быть решающими для определения образовательного маршрута ребенка. Основное внимание и значение придается логопедической диагностике. Рекомендуется придерживаться следующих критериев в проведении дифференциальных диагностических мероприятий при логопедическом обследовании ребенка.
1. Диагностика уровня познавательной деятельности дошкольника или школьника. В процессе обследования когнитивной сферы важно обследовать каждый познавательный процесс (восприятие, внимание, память), но особенно значимым является диагностика мыслительных операций (обобщение, классификация, анализ, синтез), учитывается умение ребенка перенести полученные знания на аналогичное задание (мыслительный перенос).
2. Обследование детей рекомендуется проводить по двум направлениям:
- констатирующее направление, которое помогает выявить, на каком уровне развития находится ребенок;
- обучающее направление, дает понять характер усвоения ребенком нового материала.
На данном диагностическом этапе важно учитывать реакцию ребенка на предлагаемую ему помощь со стороны взрослого (принятие помощи и использование ее в усвоении нового материала).
3. Результаты обследования учитывают не только итоговый компонент, но и сам ход выполнения предлагаемых ребенку заданий:
- скорость выполнения,
- проявления заинтересованности,
- устойчивость внимания (отвлекаемость, переключаемость, устойчивость),
- отношения к собственной успешности (неуспешности).
Следует уточнить, что диагностику ребенка необходимо начинать с понятных для него заданий при необходимости «опускаться» на уровень ниже, если ребенок не справляется с поставленной пред ним задачей. А главное, не стоит учитывать данный критерий неуспешности, как проявление интеллектуального недоразвития. Другими словами, если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей (даже по возрасту) до тех пор, пока она не станет для него понятной. Вся предлагаемая диагностическая работа должна включать в себя различные методы и приемы, позволяющими довести до ребенка поставленную перед ним задачу.
При проведении всестороннего обследования ребенка медико – психолого – педагогическая комиссия должна быть оснащена разнообразным дидактическим, наглядным, раздаточным материалами. Предъявление наглядного материала в ходе логопедического обследования осуществляется в наглядной форме. логопедическое обследование не может носить стандартный характер по отношению ко всем детям. Варьирование методов логопедической диагностики зависит от возрастных возможностей, уровня интеллектуального и речевого развития, здоровья ребенка.
В ходе логопедического обследования обязательно определяются следующие составляющие:
1. Звукопроизношение.
2. Фонематическое восприятие.
3. Степень сформированности грамматического строя.
4. Характер лексических ошибок.
5. Уровень развития связного высказывания.
6. Навык усвоения чтения и письма (школьники).
Результаты всестороннего обследования ребенка согласовываются, на основании чего комиссия составляет общее заключение с обоснованным заключение и рекомендациями для определения дальнейшего образовательного и коррекционно- развивающего маршрута ребенка. Бывают случаи, когда мнение комиссии расходится с диагнозом, который изначально стоит у ребенка, в данной ситуации комиссия оставляет за собой право руководствоваться своим заключением для определения путей воспитания, образования и коррекционных мероприятий по отношению к ребенку.
В тех случаях, когда при обследовании у комиссии остаются сомнения по поводу точности заключения, она принимает решение о зачислении ребенка на диагностический срок (не более года) в специализированное образовательное учреждение, для установление окончательного диагноза.
Когда диагностический срок подходит к концу, ребенок повторно обследуется на комиссии, и она уже окончательно принимает решение о его дальнейшем воспитательном, образовательном и коррекционно-образовательном маршруте.