+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

План взаимодействия специалистов и родителей по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Михайловская Анастасия Владимировна

О важности взаимодействия логопеда с другими специалистами и родителями в процессе коррекционной работы говорили Л.В. Лопатина [2], Н.В. Нищева [1], Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина [3] и другие. Авторы считают, что важными предпосылками для повышения эффективности логопедической работы является формирование у родителей мотивированного отношения и активное включение в нее. Сотрудничество родителей с учителем-логопедом и другими специалистами (воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительному искусству) позволит существенно повысить эффективность логопедической работы. Единое пространство речевого развития дошкольника будет невозможным при осуществлении независимых усилий педагогов и родителей, при несогласовании своих планов и намерений. Благодаря такому сотрудничеству педагогов и семьи учитываются как речевые, так и индивидуально типологические особенности детей, их компенсаторные возможности, формулируется объективное заключение, намечаются индивидуальные и групповые программы коррекционной работы, растет компетентность педагогов и родителей в области коррекционной педагогики.

В предлагаемом плане определено  содержание работы каждого из специалистов по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР. Разработанный план взаимодействия специалистов и родителей может быть использован для совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных учреждениях общеобразовательного, компенсирующего, комбинированного видов.

Коррекционная работа будет строиться следующим образом.

На первом этапе (подготовительном) необходимо создать базу для развития словаря прилагательных. Предлагаются задания на развитие высших психических функций, с помощью которых  формируется умение понимать и называть разные виды имен прилагательных (качественных, относительных,притяжательных,прилагательных-антонимов, прилагательных-синонимов).

На втором этапе (основном) проводится работа по актуализации имен прилагательных, на третьем этапе (заключительном) - по формированию умения использовать имена прилагательные в разных ситуациях коммуникации и видах деятельности детей. При изучении каждой лексической темы будут реализовываться все три этапа (подготовительный, основной, заключительный), которые указаны выше.

Рассмотрим план взаимодействия специалистов и родителей по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР на примере лексической темы «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».

1. Учитель-логопед

Задачи:

А) работать над пониманием, актуализацией качественных прилагательных, обозначающих:

- цвет;

- погодные условия;

-внешнюю оценку

Б)  работать над пониманием, актуализацией прилагательных- антонимов, обозначающих:

- временные отношения,

- температуру,

-эмоциональные состояния.

В) работать над пониманием, актуализацией относительных прилагательных, обозначающих:

- листья деревьев;

- материал предмета.

Г) работать над пониманием, актуализацией притяжательных прилагательных в процессе диалога между детьми.

Д) работать над пониманием синонимических отношений, актуализацией прилагательных-синонимов.

Е) формировать умение составлять описательный рассказ с отработанными прилагательными по теме с опорой на схему.

Предлагается примерный лингвистический материал, на который будут опираться учитель-логопед, другие специалисты и родители. Стоит отметить, что усвоение имен прилагательных идет следующим образом: от прилагательных с более продуктивными суффиксами до прилагательных с менее продуктивными суффиксами. 

Качественные прилагательные: желтый, красный, зеленый, багряный оранжевый  (лист). Хмурое, пасмурное (небо), дождливый (день), красивый (лист).

Прилагательные-антонимы: ранняя осень-поздняя осень, холодный ветер-теплый ветер, радостный-грустный мальчик). 

Относительные прилагательные: березовый, рябиновый, осиновый, кленовый (лист). Кожаная (куртка), вязаный (шарф), шерстяной (свитер). 

Притяжательные прилагательные (например, использовать в процессе диалога):

- Это чей лист?

-Это Машин рябиновый лист. Это Сашин кленовый лист и т.д.

-Это чей след?

- Это лисий (волчий, заячий, медвежий) след.

Прилагательные-синонимы: грустное, печальное, пасмурное (небо, настроение).

Текст: Наступила осень. Небо хмурое, пасмурное. Дует холодный ветер, Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми, багряными. Сколько разных листьев на земле: березовые, рябиновые, осиновые, кленовые.

В своей работе учитель-логопед может использовать следующие методы и приемы:

- проведение беседы с опорой на наглядность;

-рассматривание картин, объектов окружающего мира;

- демонстрация презентации;

- игровые упражнения «Приметы осени», «Скажи наоборот», «Листопад»,«Прогноз погоды»;

- разыгрывание сценок «Что наденешь осенью?», «Чьи следы видишь?»;

-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Интервью» (рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».

2. Воспитатель

Задачи:

- развивать цветовосприятие и цветоразличение;

- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых предметов и явлений;

- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным признакам;

- формировать умение узнавать породы деревьев на участке детского сада с одновременным закреплением относительных прилагательных, обозначающих листья деревьев;

-формировать умение самостоятельно характеризовать свойства и качества объектов;

-закреплять изученные прилагательные в НОД, режимных моментах;

- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.

Используемые методы и приемы:

-наблюдение;

-экспериментирование «Сравни листочки»;

-проведение беседы с опорой на наглядность;

-рассматривание картин, объектов окружающего мира;

- демонстрация презентации;

- чтение художественных произведений (В. Зотов «Дуб», «Клен» и др.), заучивание стихов (И. Могилевская «Садик свой украсим листьями кленовыми», М. Сидорова «Зонтик», В.Берестов «Октябрь» и др.);

- игровые упражнения «Золотой листок возьми», «Что бывает осенью?», «Осеннее лото», «Опиши красиво»;

-строительно-конструктивные игры «Построй по схеме», «Дерево из фигур», «Построим лесную полянку»;

- разыгрывание сценок «Собираемся на прогулку»;

-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Прогулка на участке детского сада», «В парке», «Осенний пикник», «Интервью» (рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».

3. Педагог-психолог:

Задачи:

- развивать цветовосприятие и цветоразличение;

- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых предметов и явлений;

- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным признакам, подбирать группу предметов по заданному признаку;

-развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации с включением отработанных  прилагательных по теме.

- закреплять умение самостоятельно характеризовать свойства и качества объектов;

- закреплять умение составлять описательный рассказ с отработанными прилагательными по теме;

- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.

Используемые методы и приемы:

-наблюдение;

-экспериментирование;

-проведение беседы с опорой на наглядность;

-рассматривание картин, объектов окружающего мира;

- демонстрация презентации;

-арт-терапия;

- игровые упражнения;

- разыгрывание сценок.

4. Музыкальный руководитель

Задачи:

- формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки с одновременной актуализацией отработанных прилагательных;

- развивать умение определять характер произведения с одновременной актуализацией отработанных прилагательных;

-формировать умение выполнять движения под музыку с одновременной актуализацией отработанных прилагательных;

-актуализировать качественные, относительные, притяжательные прилагательные в процессе пения.

Используемые методы и приемы:

- беседа;

- слушание;

- сравнение интонаций музыки и речи;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- разыгрывание сценок.

5. Педагог по изодеятельности

Задачи: 

- работать над пониманием, уточнением, актуализацией цветов и оттенков;

- формировать умение передавать форму, цвет предметов, равномерно располагать предметы по всему листу; находить для предметов величину, соответствующую листу бумаги;

- формировать умение отображать в рисунках, поделках признаки предметов с одновременной актуализацией изученных прилагательных;

-формировать умение передавать в лепке характерные признаки предметов с одновременной актуализацией изученных прилагательных.

Используемые методы и приемы:

- беседа;

-наблюдение;

-экспериментирование (с водой, смешением красок);

- исследовательская деятельность;

- пальчиковая живопись;

- коллаж.

6. Родители

При взаимодействии с родителями задачами специалистов будут являться:

- формировать мотивационное отношение к коррекционной работе по формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР;

-повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР;

- обучить родителей конкретным приемам коррекционной работы по формированию словаря признаков.

В свою очередь, задачами родителей будут являться:

- обсудить совместно с логопедом и другими специалистами, какие имена прилагательные необходимо закрепить в речи ребенка;

- изучить и применить рекомендованные специалистами приемы работы;

- работать над пониманием, актуализацией словаря прилагательных по теме в домашних условиях;

- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.