План взаимодействия специалистов и родителей по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Автор: Михайловская Анастасия Владимировна
О важности взаимодействия логопеда с другими специалистами и родителями в процессе коррекционной работы говорили Л.В. Лопатина [2], Н.В. Нищева [1], Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина [3] и другие. Авторы считают, что важными предпосылками для повышения эффективности логопедической работы является формирование у родителей мотивированного отношения и активное включение в нее. Сотрудничество родителей с учителем-логопедом и другими специалистами (воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогом по изобразительному искусству) позволит существенно повысить эффективность логопедической работы. Единое пространство речевого развития дошкольника будет невозможным при осуществлении независимых усилий педагогов и родителей, при несогласовании своих планов и намерений. Благодаря такому сотрудничеству педагогов и семьи учитываются как речевые, так и индивидуально типологические особенности детей, их компенсаторные возможности, формулируется объективное заключение, намечаются индивидуальные и групповые программы коррекционной работы, растет компетентность педагогов и родителей в области коррекционной педагогики.
В предлагаемом плане определено содержание работы каждого из специалистов по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР. Разработанный план взаимодействия специалистов и родителей может быть использован для совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми в дошкольных учреждениях общеобразовательного, компенсирующего, комбинированного видов.
Коррекционная работа будет строиться следующим образом.
На первом этапе (подготовительном) необходимо создать базу для развития словаря прилагательных. Предлагаются задания на развитие высших психических функций, с помощью которых формируется умение понимать и называть разные виды имен прилагательных (качественных, относительных,притяжательных,прилагательных-антонимов, прилагательных-синонимов).
На втором этапе (основном) проводится работа по актуализации имен прилагательных, на третьем этапе (заключительном) - по формированию умения использовать имена прилагательные в разных ситуациях коммуникации и видах деятельности детей. При изучении каждой лексической темы будут реализовываться все три этапа (подготовительный, основной, заключительный), которые указаны выше.
Рассмотрим план взаимодействия специалистов и родителей по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР на примере лексической темы «Осень. Признаки осени. Деревья осенью».
1. Учитель-логопед
Задачи:
А) работать над пониманием, актуализацией качественных прилагательных, обозначающих:
- цвет;
- погодные условия;
-внешнюю оценку
Б) работать над пониманием, актуализацией прилагательных- антонимов, обозначающих:
- временные отношения,
- температуру,
-эмоциональные состояния.
В) работать над пониманием, актуализацией относительных прилагательных, обозначающих:
- листья деревьев;
- материал предмета.
Г) работать над пониманием, актуализацией притяжательных прилагательных в процессе диалога между детьми.
Д) работать над пониманием синонимических отношений, актуализацией прилагательных-синонимов.
Е) формировать умение составлять описательный рассказ с отработанными прилагательными по теме с опорой на схему.
Предлагается примерный лингвистический материал, на который будут опираться учитель-логопед, другие специалисты и родители. Стоит отметить, что усвоение имен прилагательных идет следующим образом: от прилагательных с более продуктивными суффиксами до прилагательных с менее продуктивными суффиксами.
Качественные прилагательные: желтый, красный, зеленый, багряный оранжевый (лист). Хмурое, пасмурное (небо), дождливый (день), красивый (лист).
Прилагательные-антонимы: ранняя осень-поздняя осень, холодный ветер-теплый ветер, радостный-грустный мальчик).
Относительные прилагательные: березовый, рябиновый, осиновый, кленовый (лист). Кожаная (куртка), вязаный (шарф), шерстяной (свитер).
Притяжательные прилагательные (например, использовать в процессе диалога):
- Это чей лист?
-Это Машин рябиновый лист. Это Сашин кленовый лист и т.д.
-Это чей след?
- Это лисий (волчий, заячий, медвежий) след.
Прилагательные-синонимы: грустное, печальное, пасмурное (небо, настроение).
Текст: Наступила осень. Небо хмурое, пасмурное. Дует холодный ветер, Часто идут дожди. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми, багряными. Сколько разных листьев на земле: березовые, рябиновые, осиновые, кленовые.
В своей работе учитель-логопед может использовать следующие методы и приемы:
- проведение беседы с опорой на наглядность;
-рассматривание картин, объектов окружающего мира;
- демонстрация презентации;
- игровые упражнения «Приметы осени», «Скажи наоборот», «Листопад»,«Прогноз погоды»;
- разыгрывание сценок «Что наденешь осенью?», «Чьи следы видишь?»;
-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Интервью» (рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».
2. Воспитатель
Задачи:
- развивать цветовосприятие и цветоразличение;
- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых предметов и явлений;
- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным признакам;
- формировать умение узнавать породы деревьев на участке детского сада с одновременным закреплением относительных прилагательных, обозначающих листья деревьев;
-формировать умение самостоятельно характеризовать свойства и качества объектов;
-закреплять изученные прилагательные в НОД, режимных моментах;
- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.
Используемые методы и приемы:
-наблюдение;
-экспериментирование «Сравни листочки»;
-проведение беседы с опорой на наглядность;
-рассматривание картин, объектов окружающего мира;
- демонстрация презентации;
- чтение художественных произведений (В. Зотов «Дуб», «Клен» и др.), заучивание стихов (И. Могилевская «Садик свой украсим листьями кленовыми», М. Сидорова «Зонтик», В.Берестов «Октябрь» и др.);
- игровые упражнения «Золотой листок возьми», «Что бывает осенью?», «Осеннее лото», «Опиши красиво»;
-строительно-конструктивные игры «Построй по схеме», «Дерево из фигур», «Построим лесную полянку»;
- разыгрывание сценок «Собираемся на прогулку»;
-сюжетно-ролевые игры «Отправляемся в поход по лесу», «Прогулка на участке детского сада», «В парке», «Осенний пикник», «Интервью» (рассказ иностранному гостю об осени), «Осенняя ярмарка».
3. Педагог-психолог:
Задачи:
- развивать цветовосприятие и цветоразличение;
- формировать представления детей о свойствах и качествах изучаемых предметов и явлений;
- формировать умение сравнивать предметы и явления по определенным признакам, подбирать группу предметов по заданному признаку;
-развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации с включением отработанных прилагательных по теме.
- закреплять умение самостоятельно характеризовать свойства и качества объектов;
- закреплять умение составлять описательный рассказ с отработанными прилагательными по теме;
- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.
Используемые методы и приемы:
-наблюдение;
-экспериментирование;
-проведение беседы с опорой на наглядность;
-рассматривание картин, объектов окружающего мира;
- демонстрация презентации;
-арт-терапия;
- игровые упражнения;
- разыгрывание сценок.
4. Музыкальный руководитель
Задачи:
- формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки с одновременной актуализацией отработанных прилагательных;
- развивать умение определять характер произведения с одновременной актуализацией отработанных прилагательных;
-формировать умение выполнять движения под музыку с одновременной актуализацией отработанных прилагательных;
-актуализировать качественные, относительные, притяжательные прилагательные в процессе пения.
Используемые методы и приемы:
- беседа;
- слушание;
- сравнение интонаций музыки и речи;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- разыгрывание сценок.
5. Педагог по изодеятельности
Задачи:
- работать над пониманием, уточнением, актуализацией цветов и оттенков;
- формировать умение передавать форму, цвет предметов, равномерно располагать предметы по всему листу; находить для предметов величину, соответствующую листу бумаги;
- формировать умение отображать в рисунках, поделках признаки предметов с одновременной актуализацией изученных прилагательных;
-формировать умение передавать в лепке характерные признаки предметов с одновременной актуализацией изученных прилагательных.
Используемые методы и приемы:
- беседа;
-наблюдение;
-экспериментирование (с водой, смешением красок);
- исследовательская деятельность;
- пальчиковая живопись;
- коллаж.
6. Родители
При взаимодействии с родителями задачами специалистов будут являться:
- формировать мотивационное отношение к коррекционной работе по формированию словаря признаков у дошкольников с ОНР;
-повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе формирования словаря признаков у дошкольников с ОНР;
- обучить родителей конкретным приемам коррекционной работы по формированию словаря признаков.
В свою очередь, задачами родителей будут являться:
- обсудить совместно с логопедом и другими специалистами, какие имена прилагательные необходимо закрепить в речи ребенка;
- изучить и применить рекомендованные специалистами приемы работы;
- работать над пониманием, актуализацией словаря прилагательных по теме в домашних условиях;
- включать отработанные прилагательные в ситуацию общения у детей.