Использование современных терапии в коррекционно-логопедической работе с детьми
Автор: Самойлова Валерия Сергеева
За последнее время увеличилась численность детей с нарушениями речи. Характер речевых нарушений становится всё сложнее. Довольно часто нарушения имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, мелкая и общая моторика, развитие высших психических функций, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Если вовремя не исправить нарушения, в детском возрасте, у детей в дальнейшем возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой различные изменения личности в цепочки развития «ребенок - подросток - взрослый», мешая детям в полной мере раскрыть свои интеллектуальные возможности и природные способности.
Такие нарушения заставляют специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Практика и поиски новых путей повышения результатов логопедической работы показали, то, что добиться положительного результата в работе с детьми-логопатами можно, если с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу занятия с использованием нестандартных форм и методов проведения. В нашей работе таким методом стала - сказка.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).
Тексты сказок вызывают у детей и взрослых интенсивный эмоциональный.Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми. Для работы сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, эти приёмы доступны из-за своей простоты и интереса к самой сказке. Когда ребёнок чувствует себя на месте сказочных героев, он с большим энтузиазмом выполняют предоставленные задания. Через сказки ребенок получает множество знаний о мире, о взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, которые возникают у человека в жизни. Сказки позволяют ребенку учится преодолевать различные барьеры, находить выход из трудных жизненных ситуаций, верить в силу любви, добра и справедливости.
Большую роль играет сказкотерапия в коррекции нарушений речи у детей. Проблема детей-логопатов заключается не только в речевых нарушениях. Часто при обследовании детей отмечаются следующие виды недостатков: мимические, эмоциональные, моторные, сенсорные, голосовые и психические функций. То, что касается самой речи, как правило у детей, «страдают» не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а также имеются нарушения в речевом аппарате.
Логопедам известны, все трудности выполнения заданий, например с возбудимым ребёнком выполнять артикуляционную гимнастику . У такого ребёнка не только непослушен язык, но он ещё постоянно отвлекается от задания, не сидит на месте ,задает много вопросов, пытается о чем-то рассказать. Его усидчивости и сосредоточенности хватает на несколько минут.
А вялые и ослабленные дети с высокой истощаемостью нервной системы не нарушают дисциплину, их порой и вовсе не заметно в классе. Логопед испытывает трудности с такими детьми. После нескольких минут работы ребенок становится слабым и с затухающим голосом постоянно говорит о том, что он устал и больше не желает заниматься. У таких детей, как правило, с большим трудом проходит постановка звуков, которые требуют активного выдоха, у логопатов проходит медленно и вяло автоматизация звуков.
Большинство детей с расстройствами речи не умеют слушать и слышать звуки окружающего мира, так и тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков.
Речь ребенка не является отдельной функцией. Ее правильность зависят от многих факторов. И улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом. Когда мы добиваемся заметных результатов в работе над слуховым или зрительным вниманием, способности детей чувствовать и понимать других, то это очень благотворно сказывается на речи детей. Если вялый ребенок приобретет уверенность в себе, то у такого ребенка в более короткие сроки происходит постановка, и автоматизация звуков; ребенок меньше устаёт на занятиях, у него заметно активизируется мышление, и он способен усваивать большой объем информации
Если у очень спокойного ребенка просыпается живой интерес и развилась чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь.
Ребенок в жизни учится осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить того, что он чувствует, то его чувствительность очень помогает логопеду в такой, например, области, как развитие фонематического слуха. Большинство детей достаточно легко начинают дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки, чувствовать ритм слова, его мелодию и структуру.
Занятия с элементами сказкатерапии «Погружение в сказку» помогает восполнить некоторый пробел и в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Традиционно в логопедической работе принято уделять большое внимание активизации процессов мышления и улучшению мелкой моторики . Но при этом недостаточное внимание уделяется общим общей моторики и совершенствованию эмоционально-волевых процессов.
А между тем игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности, повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Мышечная и эмоциональная раскованность -главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Многие упражнения, которые требуют активного зрительного или слухового внимания (пристальное смотреть на пламя свечи, вслушивание в звуки живой природы, в звон колоколов, в ритм и такт музыки), такие упражнения увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания, или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности.
Когда дети «Проживают сказку», они учатся преодолевать барьеры в общении, чувствовать друг друга, находит адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Часто используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
При помощи песочной терапии и сказкатерапии дети эмоционально разряжаются, сбрасываю зажимы, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой есть.
Занятия по песочной и сказкатерапиям достаточно проводить один раз в неделю. Длительность занятия может быть разной: от 20 минут и более. Так же обязательно следует учитывать возраст детей и их психические и индивидуальные возможности. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приёмы, игры, упражнения и танцы, направленные сразу на решение нескольких задач (развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию). Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Одной из форм сказкотерапии является песочная терапия. Кто из нас в детстве не играл в песочнице и не строил замки из песка? Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребёнку родители для игры. Первое общение детей друг с другом происходят в песочнице. Игра с песком – это одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Для занятий необходимо подобрать разнообразную коллекцию миниатюрных игрушек и предметов, растительность, камешки и т. д. И использовать элементы песочной терапии, как на протяжении целого занятия, так и его части.
Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Это такие ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твёрдое и т. д. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью дети познают Мир.
Эти не сложные упражнения с песком на самом деле обладают огромным значением для развития психики ребёнка. Во-первых, это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, которые свидетельствуют о проблемах, те что испытывают дети, для того, чтобы достичь высокой степени реабилитации детей-логопатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
/ Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.,1998.
2. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия . / Грабенко Т.М., Зинкевич –
Евстигнеева Т.Д.- СПб.,1998.
3. Практикум по сказкотерапии / под ред. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.: Речь,2000; Гном-
пресс,1999.
4. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение /
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. ГНОМ и Д, 2000.