+7 (3522) 45-16-11

admin@almanahlogopeda.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте

Автор: Семенова Елена Валентиновна

Краткое описание работы
Консультация для педагогов и родителей.

От четырех до пятилетнего возраста речь ребенка продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Становиться богаче лексикон ребенка, он определяется объемом от двух с половиной до трех тысяч слов. Такое богатство словарного запаса дает ребенку дошкольного возраста не только четко называть предметы, описывать их качества, но и строить простые и сложные предложения. Еще одной отличительной особенностью развития речи ребенка четырехлетнего возраста является словотворчество. Каждый взрослый может вспомнить такие примеры из собственного детства, а родители с удовольствием делятся между собой новыми словами, которые придумали их маленькие дети. В этом возрастном периоде ребенок не только придумывает новые слова, но и охотно играет с рифмами, может сочинить первые рифмованные строки. Это очень важный момент в речевом развитии детей, они подбирают близкие по звучанию слова, таким образом они тренируют свой фонематический слух. Иногда, взрослым такое занятие кажется бессмысленным, но это только с точки зрения взрослого человека.

В активном словаре, в период с четырех до пяти лет, активно появляются прилагательные, происходит это потому, что ребенок начинает детально уточнять качество, характеристику и свойства предмета, более детально его описывает. В активном речевом потоке на ряду с простыми предлогами начинают появляться сложные, такие как: из – за, из – под и т. д. Стремительно растет и используется в свободном речевом высказывании количество личных местоимений, ребенок все чаще, и что важно, к месту употребляет в своей речи обобщающие понятия из бытового окружения: мебель, посуда, овощи, фрукты.

На ряду с пополнение словарного запаса, совершенствуется грамматический строй речи ребенка четырехлетнего возраста. С активным развитием мыслительных процессов, речевое высказывание приобретает четкую, логически правильно построенную конструкцию, состоящую из нескольких фраз и предложений. При этом в речи появляются не только простые предложения, но и сложные.

Конечно, такое бурное речевое развитие, а тем более, желание все рассказать, приводит к резкому скачку в приобретение новых слов. Желание все сказать, сделать это сразу может привести к некоторым речевым недочетам и ошибкам, а именно:

- нарушение последовательности и структуры предложений;

- нарушение согласования существительных в роде, числе, падеже;

- нарушение изменения глаголов.

Если подобные нарушения проявляются в единичных случаях и при правильном речевом образце взрослого корректируются, то к этому нужно относиться, как к варианту нормы. В большинстве речь ребенка четырех – пятилетнего возраста, при нормальном развитии, характеризуется правильным оформлением собственных высказываний, что является предпосылками к развитию монологической речи. Дети, данного возрастного периода, могут замечать и указывать на речевые недочеты и ошибки, окружающих их сверстников, но при этом не замечать своих собственных (это говорит о нормальном развитии процесса фонематического восприятия).

Вместе с развитием лексического и грамматического строя речи совершенствуется звукопроизносительная сторона речи. Происходит укрепление не только общей, мелкой, но и артикуляционной мускулатуры. Речевая моторика характеризуется более координированной работой мышц артикуляционного аппарата, в особенности губных мышц и мышц языка. Речь ребенка становится более понятной для окружающих не только в смысловом, но и в звукопроизносительном плане. Ребенок качественно, приближенно к норме:

- произносит звуки родного языка,

- сохраняет слоговой рисунок слова,

- использует в речи многосложные слова,

- не переставляет слоги,

- правильно использует ударение в словах.

В речи могут присутствовать ошибки, связанные с недостатками работы артикуляционного аппарата, но их нужно считать возрастной нормой и при правильном речевом окружении они могут самостоятельно исчезнуть. В практической деятельности самостоятельное исчезновение ошибок звукопроизношения происходит крайне редко, поэтому возрастной период от четырех до пяти лет является значимым для консультации с учителем – логопедом.

Важно помнить, что в статье мы говорим о средних нормах развития детской речи от четырех до пяти лет. Не следует впадать в панику если ребенок не дотягивает до какого-либо критерия или, наоборот, чрезмерно радоваться проявлениям словотворчества и рифмованным высказываниям. Ниже рассмотрим ориентиры норм речевого развития от четырех до пяти лет:

1.                     Употребление слов соответственно их смысловому значению.

2.                     Использование в речи кроме основных частей речи – существительных и глаголов – второстепенных: прилагательных и местоимений.

3.                     Описание игрушек, предметов в детальном варианте, оперирование в активном речевом высказывании обобщающими понятиями.

4.                     Произношение звуков свистящих и шипящих приближено к норме, может быть не поставлены или не автоматизированы звуки – Л, Р.

5.                     Управление громкостью речи, умение высказываться не только громким голосом, но и шёпотом.

6.                     Высказывание происходит в среднем темпе, без торопливости или замедленности.

7.                     Рассказывание стихотворений, сказок происходит с использованием выразительной интонации.

 

 

 

Одним из важных моментов детской речи в данный возрастной период является то, что ребенок придает своим высказываниям эмоциональную окраску, используют средства интонационной выразительности. Но основным качеством детской речи, на этом возрастном этапе, остается связность и последовательность изложения мыслей в правильном речевом высказывании.

Поэтому, родителям и окружающим ребенка близким людям нужно наблюдать за развитием речи ребенка и при обнаружении каких-либо ярких несоответствий с возрастной речевой нормой, обратиться за помощью к детским специалистам (логопеду, неврологу). Важно понимать, что нерешенные речевые проблемы в дошкольном возрасте приводят к отставанию в школьном, а это сказывается на усвоении школьной программы.